Алексей Низовцев. Всполох силы любимых мест. Избранные стихотворения. Проза. – М.: Прометей, 2021. – 90 с. – 500 экз.
В детстве мы по-особенному ощущаем время. Ему свойственно своеобразное чувство густоты, будто щедро зачерпываешь из банки со сгущёнкой ложку с верхом желанного лакомства. И события жизни, и окружающая нас реальность – всё представляется ярким, выпуклым и объёмным. Даже звёзды на небе кажутся такими настоящими, такими близкими, что хоть срывай их рукой.
Взрослея, человек часто перестаёт замечать привычное, но память то и дело погружает его в те счастливые времена, когда каждое мгновение было ярким, как всполох, как зарница. Стихи и проза, составившие книгу московского поэта Алексея Низовцева «Всполох силы любимых мест», позволяют вновь испытать те бесценные чувства, которыми многие из нас жили в те времена, «когда деревья были большими».
И я закрыл глаза, вернулся в детство:
К избушке, комарам, скрипучей койке.
Достал корзинку, свой любимый ножик
И в глушь берёз нырнул искать себя.
Читая этот сборник, действительно обретаешь подлинного себя. Автор предлагает выйти за рамки ограниченного мышления и приблизиться к явлениям куда более глубоким и сложным: связи с родными корнями, тайнам рождения и смерти. Пронзительны рассказы «Дед» и «Октябрьское утро». В первом из них, посвящённом деду писателя, описываются похороны. Буквально кожей чувствуешь «совершенно не летний промозглый ветер», гуляющий по кладбищу. И всё, о чём думают провожающие «Петровича» в последний путь родственники, находит живой отклик в сердце. Вот, например: «Всю службу не покидали мысли, что происходящее здесь – последнее, что совершается с дедом в этом мире, дальше он навечно сольётся с родной землёй, которую любил со всей нежностью и преданностью, которую так глубоко чувствовал и понимал, а душа его улетит в неведомую всем нам, собравшимся в этой церкви, до дрожи пугающую своим недостижимым великолепием высь».
Мотив соединения с миром природы прослеживается и в рассказе «Октябрьское утро»: «Мелодия леса, мелодия стиха сливаются воедино, и ты ощущаешь себя частью этой гармонии». Но чем дольше живут на земле люди, тем больше они отдаляются от всего исконного, первозданного, формируя принципиально иную реальность. Увы, в ней порой не находится места человеку: «Дома утеплялись, скидывали старую кожу, облачаясь в пластиковую, разноцветную. Провели газопровод, и всё больше людей оставались здесь зимовать. Услуги сторожа стали не нужны. И только жители домов возле вагончика, тех, первых, словно по старой памяти продолжали платить ему за своё спокойствие». Это строки из рассказа «Сторож». Речь в нём не только о том, что востребованная некогда профессия осталась за бортом современности, но в первую очередь о потере ценности самого человека: «Зимняя тьма скрывала его, хмельного, раздражённого, от суетливого, вечно что-то требующего мира, ни к чему не обязывала. Но он упрямо обходил участки, хотя этого от него давно никто не требовал. Сбивался с дорожки и тонул в снегу, нелепо загребая руками. Проходившие мимо подростки смеялись и снимали его на телефоны. В такие моменты сторож жалел, что у него больше нет ружья. Наглотавшись снега, недобитым насекомым он доползал до своего вагончика».
На мой взгляд, именно в этих горьких пронзительных строках особенно явственно звучит мысль о ценности отдельно взятой судьбы. Невероятная оптимистичность, подлинная любовь ко всему живому сочатся из произведений Алексея Низовцева, точно сладкая влага из только что разрезанной дыни. Он черпает силы из чистейшего родника – истории родных краёв, веры в Бога, из мира детства, и всегда обращается к истинным чувствам:
Я в России ищу немного –
Всполох силы любимых мест,
Где в полях пролегла дорога,
Уводя в земляничный лес.
Стихотворения Алексея Низовцева образны («Как яблоко в меду, сочилось лето…», «Реанимация, как небо, когда отходишь от наркоза, / Улыбка на стекле нелепа рисованного паровоза»), проза – поэтична («Маслянистыми ручьями весна озорно, вприпрыжку, разбегалась по оврагам, вдоль дорог, спешила расплавить олово снегов к празднику»).
Автор касается самых сокровенных струн души, оставаясь при этом предельно честным с читателем и самим собой. Это качество сегодня можно встретить редко, а потому оно особенно ценно.
Юлия Скрылёва