«Лифт в будущее» – уникальная образовательная площадка для подготовки нового поколения молодых профессионалов. Не хотите ли сесть в него?
Но что именно называть проектом? Может ли им быть опубликованная статья, трёхмерная компьютерная модель «Звезды смерти» или, допустим, исследование воздействия арктического климата на растения и мхи?
Юрий Вячеславович Громыко, директор Института опережающих исследований им. Шифферса, много лет занимается внедрением проектного подхода в образовании. Благодаря его методическим разработкам некоммерческое партнёрство «Лифт в будущее» при участии компаний группы АФК «Система» и других партнёров пятый год проводит в России выездные инженерно-конструкторские школы. Организаторы собирают вместе талантливых детей со всей страны и вовлекают их в проектную деятельность. Такие выездные «школы» – уникальная образовательная площадка для подготовки нового поколения молодых профессионалов, необходимых высокотехнологичным и наукоёмким отраслям нашей экономики.
«Научная среда» попросила Юрия ГРОМЫКО описать ключевые, на его взгляд, принципы и неотъемлемые составляющие настоящей проектной работы. Вот что в свойственной ему манере – кратко и сжато – представил учёный.
1. Проект всегда движется от проблемы. Это его принципиальное отличие от других видов деятельности – например, исследования или конструирования, которые часто с ним путают. Подлинный проект – это ответ на выявленную и зафиксированную проблемную ситуацию, где под проблемой понимается то, что в ситуации отсутствует. Проще говоря, когда у нас есть цель, для достижения которой чего-то не хватает – знаний, ресурсов или людей, – это и есть ситуация, когда востребован проект.
2. У проекта должен быть конкретный результат – продукт, который кому-то нужен для опредёленной цели. Нечто, отвечающее потребности, интересам людей, для которых он и делается. Именно ради некоего продукта создаются успешные бизнесы, стартапы, ведётся инновационная деятельность. Если конечный результат никому не нужен или его просто нет, то это всё что угодно, только не проектирование. Кстати, эта ошибка часто совершается в школах, где под проектной деятельностью зачастую понимают обычные рефераты или презентации, зачастую, кстати, выполняемые родителями.
3. Проект – это командная форма работы. Даже если масштаб решаемой проблемы незначителен, в работе всё равно будет участвовать больше одного человека. Роли и соотношение вложенных усилий могут разниться, но заведомая многогранность проектной работы подразумевает коллективное творчество. По сути, это единственный способ научить людей взаимодействовать конструктивно и с пользой.
4. Проект – это организационная структура. Создаваемый продукт должен учитывать набор социальных позиций людей, которые его будут использовать. Скажем, часы можно собрать из запчастей, и тогда это будет простое конструирование. Но настоящего проектировщика часы как товарная категория интересуют с разных сторон: это и соответствие моде, и изменение устройства часов за счёт применения новых материалов, и даже уровень их «потребления» в зависимости от конкретного места и времени года и много чего ещё. Связать воедино столь разные социальные требования под силу только команде – организованной, слаженной и взаимодополняющей.
5. Проект – это форма профориентации, когда мы говорим о его учебном применении. Это же – и поиск своего места в жизни, если ставить вопрос глобально. Попробовать разные типы деятельности, примерить разные социальные роли, узнать опытным путем, как устроена та или иная профессиональная отрасль – естественные составляющие работы над любым проектом. Именно такова траектория профессионального самоопределения человека, когда образуется живая связь между образованием и будущей работой.
6. Проект требует привлечения экспертов. На каждом из этапов реализации проекта крайне важен квалифицированный, сторонний взгляд на тот или иной контекст, его касающийся. Экспертное мнение не только даёт корректировку курса работы в целом, но и привносит дополнительную объёмность, многогранность в конечный результат.
* * *
Как уточняет Юрий Громыко, бывают разные типы проектов: политический, инфраструктурный, архитектурно-градостроительный, социокультурный, инженерный проект и ряд других. Инженерный проект, например, нередко предполагает и социальные преобразования. В нём обязательно соединение физической реализуемости, финансово-экономической целесообразности и заинтересованности пользователя. Современный инженерный проект интегрирует естественно-научные, социально-экономические и гуманитарные знания. Без подобной интеграции инженерный проект вырождается в тривиальный конструкторский кружок.
Для поощрения лучших практик внедрения проектного подхода в дополнительном образовании школьников в области STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) Благотворительный фонд «Система» и НП «Лифт в будущее» объявили грантовый конкурс для коммерческих и некоммерческих организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, занятые развитием научно-технического творчества и инновационной деятельности школьников. Основная цель конкурса – сформировать у молодёжи интерес к проектному творчеству в инженерной сфере и стимулировать осознанный выбор профессии. Победители конкурса получат целевые гранты в размере от 400 000 до 600 000 рублей на обновление инфраструктуры и улучшение образовательных программ. Всего планируется выдать 40 грантов и привлечь к участию представителей не менее чем 20 субъектов Российской Федерации.
Дмитрий КОЛЬЧУГИН
От «НС». Если вы или ваши дети готовы принять участие в конкурсе, то более подробную информацию можно получить на сайте lifttothefuture.ru или позвонив по телефону +7 495 103 4226.