Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2016 г.
  4. № 28 (6559) (13.07.2016)
Образование

Дороги в завтрашний день

13 июля 2016

«Лифт в будущее» – уникальная образовательная площадка для подготовки нового поколения молодых профессионалов. Не хотите ли сесть в него? 


Сколь ни модно слово «проект» и с какими только диковинными проектами мы ни сталкиваемся, производное от него словосочетание «проектная деятельность» обычно увязывается в нашем сознании исключительно с техническими областями знаний. Между тем возможности её применения гораздо шире. Социальные и естественные науки, управление и образование всегда выигрывают от использования проектного подхода. Системность и чёткая структурированность процессов одинаково хорошо работают и в технических, и в гуманитарных сферах.

Но что именно называть проектом? Может ли им быть опубликованная статья, трёхмерная компьютерная модель «Звезды смерти» или, допустим, исследование воздействия арктического климата на растения и мхи?

Юрий Вячеславович Громыко, директор Института опережающих исследований им. Шифферса, много лет занимается внедрением проектного подхода в образовании. Благодаря его методическим разработкам некоммерческое партнёрство «Лифт в будущее» при участии компаний группы АФК «Система» и других партнёров пятый год проводит в России выездные инженерно-конструкторские школы. Организаторы собирают вместе талантливых детей со всей страны и вовлекают их в проектную деятельность. Такие выездные «школы» – уникальная образовательная площадка для подготовки нового поколения молодых профессионалов, необходимых высокотехнологичным и наукоёмким отраслям нашей экономики.

«Научная среда» попросила Юрия ГРОМЫКО описать ключевые, на его взгляд, принципы и неотъемлемые составляющие настоящей проектной работы. Вот что в свойственной ему манере – кратко и сжато – представил учёный.

17--02--28.jpg


1. Проект всегда движется от проблемы. Это его принципиальное отличие от других видов деятельности – например, исследования или конструирования, которые часто с ним путают. Подлинный проект – это ответ на выявленную и зафиксированную проблемную ситуацию, где под проблемой понимается то, что в ситуации отсутствует. Проще говоря, когда у нас есть цель, для достижения которой чего-то не хватает – знаний, ресурсов или людей, – это и есть ситуация, когда востребован проект.

2. У проекта должен быть конкретный результат – продукт, который кому-то нужен для опредёленной цели. Нечто, отвечающее потребности, интересам людей, для которых он и делается. Именно ради некоего продукта создаются успешные бизнесы, стартапы, ведётся инновационная деятельность. Если конечный результат никому не нужен или его просто нет, то это всё что угодно, только не проектирование. Кстати, эта ошибка часто совершается в школах, где под проектной деятельностью зачастую понимают обычные рефераты или презентации, зачастую, кстати, выполняемые родителями.

3. Проект – это командная форма работы. Даже если масштаб решаемой проблемы незначителен, в работе всё равно будет участвовать больше одного человека. Роли и соотношение вложенных усилий могут разниться, но заведомая многогранность проектной работы подразумевает коллективное творчество. По сути, это единственный способ научить людей взаимодействовать конструктивно и с пользой.

4. Проект – это организационная структура. Создаваемый продукт должен учитывать набор социальных позиций людей, которые его будут использовать. Скажем, часы можно собрать из запчастей, и тогда это будет простое конструирование. Но настоящего проектировщика часы как товарная категория интересуют с разных сторон: это и соответствие моде, и изменение устройства часов за счёт применения новых материалов, и даже уровень их «потребления» в зависимости от конкретного места и времени года и много чего ещё. Связать воедино столь разные социальные требования под силу только команде – организованной, слаженной и взаимодополняющей.

5. Проект – это форма профориентации, когда мы говорим о его учебном применении. Это же – и поиск своего места в жизни, если ставить вопрос глобально. Попробовать разные типы деятельности, примерить разные социальные роли, узнать опытным путем, как устроена та или иная профессиональная отрасль – естественные составляющие работы над любым проектом. Именно такова траектория профессионального самоопределения человека, когда образуется живая связь между образованием и будущей работой.

6. Проект требует привлечения экспертов. На каждом из этапов реализации проекта крайне важен квалифицированный, сторонний взгляд на тот или иной контекст, его касающийся. Экспертное мнение не только даёт корректировку курса работы в целом, но и привносит дополнительную объёмность, многогранность в конечный результат.

* * *

Как уточняет Юрий Громыко, бывают разные типы проектов: политический, инфраструктурный, архитектурно-градостроительный, социокультурный, инженерный проект и ряд других. Инженерный проект, например, нередко предполагает и социальные преобразования. В нём обязательно соединение физической реализуемости, финансово-экономической целесообразности и заинтересованности пользователя. Современный инженерный проект интегрирует естественно-научные, социально-экономические и гуманитарные знания. Без подобной интеграции инженерный проект вырождается в тривиальный конструкторский кружок.

Для поощрения лучших практик внедрения проектного подхода в дополнительном образовании школьников в области STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) Благотворительный фонд «Система» и НП «Лифт в будущее» объявили грантовый конкурс для коммерческих и некоммерческих организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, занятые развитием научно-технического творчества и инновационной деятельности школьников. Основная цель конкурса – сформировать у молодёжи интерес к проектному творчеству в инженерной сфере и стимулировать осознанный выбор профессии. Победители конкурса получат целевые гранты в размере от 400 000 до 600 000 рублей на обновление инфраструктуры и улучшение образовательных программ. Всего планируется выдать 40 грантов и привлечь к участию представителей не менее чем 20 субъектов Российской Федерации.

Дмитрий КОЛЬЧУГИН

От «НС». Если вы или ваши дети готовы принять участие в конкурсе, то более подробную информацию можно получить на сайте lifttothefuture.ru или позвонив по телефону +7 495 103 4226.

Тэги: Молодежь Профессионалы
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Место встречи: Тунис

    20.09.2022
  • Что не так с фестивалями?

    25.04.2022
  • В глубоком тылу

    27.03.2022
  • Проблемы российской молодежи. Кто виноват и что делать?

    27.12.2021
  • Для старшеклассников и студентов

    31.08.2021
  • Место встречи: Тунис

    50 голосов
  • В чём сила, баттл?

    39 голосов
  • Проблемы российской молодежи. Кто виноват и что делать?

    30 голосов
  • Что не так с фестивалями?

    30 голосов
  • В глубоком тылу

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS