Среди последних поэтических книг, которые мне посчастливилось прочесть с удовольствием и ощущением истинного удовлетворения, могу назвать сборник московского поэта и прозаика Анастасии Ермаковой. Книга имеет весьма точное и определяющее, на мой взгляд, название – «Предметы первой необходимости». В ней с откровенной читательской радостью я обнаружил не только свежий, самобытный и, безусловно, профессиональный поэтический взгляд современницы на настоящее, но и поражающую масштабом житейскую и философскую мудрость автора, искрящуюся искренность и, что для меня особенно ценно, ту самую дефицитную и дорогостоящую человеческую простоту.
Всё в этой книге мне показалось удивительно знакомым, узнаваемым, живым. Среди героев поэтических историй Ермаковой нет брутальных ангажированных фигурантов, которые стали невероятно популярны в дамской литературе. Стихи автора абсолютно лишены доминантных женских приёмов, обычно проявляющихся на фоне броской рукодельной витиеватости и узорности стихотворной ткани. При этом, что удивительно, её поэзия кажется мне невероятно женственной. Именно так – не традиционно женской, а женственной – тонкой, лёгкой и убедительной в своей естественной простоте. А главный парадокс самобытности этих стихов, на мой взгляд, заключается в том, что смысловая наполненность их далеко не такая радужная, возвышенная и безоблачная, как может показаться.
Героями стихов А. Ермаковой становятся узнаваемые и порой вполне обыденные фигуры – уставшая от динамичности окружающего мира дежурная общественного эскалатора или упоенный «духовным бездорожьем» дворник, задумавшийся на балконе старик или жаждущая «сжать бессмертие в руках» пациентка районной больницы. На кого ни взгляни – всюду знакомые лица, те, кого мы ежедневно видим, выходя из родного подъезда или по пути на работу.
Купите для вахтёрши кресло,
Она совсем неприхотлива.
И тоже хочет быть счастливой.
Была б счастливой, если, если
Поменьше пил бы муж, и внука
Могла бы дочь ей подарить...
Тогда бы жизни злая скука
Вдруг новогодним мандарином
Ей улыбнулась. Быль пустая –
Восьмой десяток на носу,
Газеты глупые листая,
Седую заплетёт косу,
Свои вахтёрские галеры
Сон ей покинуть не мешает,
И снится ей, как кавалеры
Её на танец приглашают.
(«Вахтёрша»)
Лирическая героиня Анастасии Ермаковой раскрывается читателю весьма трогательной, наблюдательной, участливой ко всему происходящему вокруг, внимательно подмечающей первостепенные житейские или портретные мелочи. Это наиболее ярко проявляется в двух последних разделах сборника, где опубликованы верлибры.
Каждый верлибр Ермаковой – это оригинальная и чётко выверенная вербальная формула, исполненная исключительно вживую, без намёка на бутафорность. При этом все стихи наполнены какой-то особенно проникновенной поэтичностью, придающей фирменной авторской простоте ещё большее, особенное очарование.
И всё-то мы недовольны
друг другом,
копим обиду.
Но разве может цветок
обидеть землю
или земля – цветок?
И в этой будоражащей простоте и заключена та самая «первая необходимость».