Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Дорогой мой человек

01 января 2007

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

ИТАР-ТАССДля Ии Саввиной таким был и остаётся Алексей БАТАЛОВ. 20 ноября Алексей Владимирович отмечает 80-летие.  Накануне юбилея замечательного актёра Ия Сергеевна вспоминает о работе в легендарном фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой».

–Однажды на гастролях в Болгарии меня спросили на телевидении, кого из болгарских актёров я могла бы представить в роли Гурова. Я ответила: Баталова – и никого другого. Пусть простят меня мои коллеги, которых я искренне уважаю.

Алексея Владимировича я считаю своим крёстным отцом в кино. Это он порекомендовал меня Хейфицу после того, как посмотрел в студенческом театре МГУ спектакль «Такая любовь» по пьесе Павла Когоута, который поставил Ролан Быков. И Быков поддержал его выбор. Хейфиц как раз спектакля не видел, он тогда в Ленинграде был. Когда Баталов ему сказал, что нашёл даму с собачкой, тот ответил: зная ваш вкус, представляю, кого вы нашли – красотку какую-нибудь. А Баталов только улыбнулся: наоборот, ничего примечательного.

Мне даже неловко говорить, что Алексей Владимирович был моим партнёром. Это мне выпало величайшее счастье быть его партнёршей. А он, он, скорее, был моим Учителем: тончайший вкус, безукоризненные манеры, прекрасное знание литературы. Благородство было во всём, что он делает.

А как он меня опекал и защищал. Он был дивный помощник в работе – чуткий, ненавязчивый, никогда ни на кого не давил. Когда у меня что-то не получалось, я очень расстраивалась. По малейшему поводу. В перерывах между съёмками у себя в гримёрной я иногда давала волю чувствам. И тогда Алексей Владимирович жертвовал своим отдыхом – он незадолго до того перенёс сложнейшую операцию на глазах, и ему в гримёрной специально оборудовали «тёмную комнату» – и спешил ко мне, выяснять что случилось. Мне достаточно было только голос его услышать, чтобы успокоиться.

Когда фильм вышел на экраны, кое-кто упрекал Баталова в том, что его герой совсем не похож на ловеласа, каковым, по их мнению, он непременно должен был быть. Но прав был как раз Алексей Владимирович. Если бы Гуров был обыкновенным ловеласом, самой истории просто не было бы. Между ним и Анной Сергеевной никакого чувства возникнуть не могло бы. Алексей Владимирович обладает редким, необыкновенным талантом – талантом любить. Им он наделил и своего героя. Он, мне кажется, всегда делился с героем тем, чем обладал сам. Вспомните знаменитый фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года». У Баталова там совершенно идеальный герой, и все симпатии зрителя поначалу были на стороне персонажа, которого играл Смоктуновский. Тот был противоречив, рельефен. Но прошло время, всё устоялось, и люди стали воспринимать главных героев картины иначе.

Баталов играет гениально, ибо играет всем своим существом. Всегда – не за страх, а за совесть. Это человек потрясающей самоотдачи. Неудивительно, что с определённого момента он стал отказываться от ролей, хотя предложений было немало. Но на них, по его собственным словам, не стоило тратить жизнь. А играть не тратясь он просто не умеет.

Я о нём могу говорить часами – таким количеством неоспоримых достоинств обладает этот удивительный человек. Мощная личность, яркая индивидуальность. Если судьба посылает тебе такого партнёра – это действительно счастье.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS