Как народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, ветеран Великой Отечественной войны стала бомжем
Народная артистка СССР Татьяна Михайловна Карпова даже во сне не могла себе представить, что ожидает её в финале спектакля под названием «жизнь». У неё всё всегда складывалось благополучно. Она была любима зрителями, своей замечательной наставницей Марией Ивановной Бабановой. К ней хорошо относился Николай Павлович Охлопков. Да, с новым главным режиссёром Театра
им. Маяковского Гончаровым отношения не сложились, но Карпова честно пыталась избегать конфликтов, старательно конспектировала все его репетиции, пытаясь понять, чего он хочет. У Гончарова были свои любимицы, и каких-то особых планов для Карповой он не имел. Поэтому она легко согласилась на авантюру, автором которой были актёр Серёжа Петров (тоже не обласканный родным театром) и молодой режиссёр Алексей Литвин. Они где-то раздобыли новую пьесу молодого итальянского драматурга Сантанелли «Королева-мать» и втянули Татьяну Михайловну в конспиративную деятельность. Она особенно не сопротивлялась. Объясняла это так: «Я хулиганка». Но Петров с Литвиным не учли одного важного обстоятельства: театр для Карповой – абсолютно святое понятие: ничего приблизительного, никаких скороговорок, всё по самому большому счёту. Они очень скоро взвыли от невыносимой требовательности партнёрши, но отступать было некуда. А для Татьяны Михайловны сцена родного театра действительно всё. Как-то врачи «скорой» во время очередного гипертонического криза спросили: «Куда везти?» – «В театр, конечно», – вполне серьёзно заявила больная. И мне потом: а куда же ещё? «Вот только выйду на сцену, пусть даже пустую, и все хвори как рукой снимает».
Наконец тайные репетиции закончились. Позвали А.А. Гончарова показать, что получилось. Пришёл. Обругал немногочисленную публику, зачем, дескать, явились. И в таком грозном и раздражённом состоянии стал смотреть спектакль. Как театральный человек, очень скоро сменил гнев на милость – было заметно по выражению лица, что «самодеятельность» трёх столь разных подопечных (а Литвин – его студент по ГИТИСу) его вполне устраивала. Так спектакль «Королева-мать» обрёл легальный статус и объявился в афишах филиала Театра Маяковского на Сретенке.
Образ Реджины пришёлся по душе Татьяне Михайловне. Он подразумевал всю гамму человеческих чувств и позволял актрисе самой выбирать их по настроению. Поэтому Реджина (а я смотрел почти все спектакли) являлась то трагической героиней, то комической, то удачно сочетала и то и другое, в общем, всегда в чём-то новой для зрителя. Импровизация – конёк Карповой, её присутствие на сцене свободно, легко, вдохновенно. Они хорошо сработались втроём ещё в «подпольные» времена, спектакль со временем обретал новые качества, возникали не замечаемые ранее подробности, у них был теперь иной, более важный смысл, появлялись «вкусные» детали. Даже гардероб героев со временем стал как-то богаче.
Самое большое удовольствие – слушать Татьяну Михайловну. Хоть в образе Реджины, хоть без него. Так замечательно родным языком уже, по-моему, на сцене не владеет никто. Старая актёрская школа. Даже когда она переходит на шёпот – его слышно в последнем ряду партера, как в первом. И одежду на сцене так уже никто носить не умеет. Карпова – неповторима. Иногда после спектакля мы затевали шампанское и много говорили о ещё нереализованных замыслах Сантанелли, Литвина и Петрова. Перспективы были самыми обнадёживающими.
Но неожиданно заболевает муж Татьяны Михайловны. Тяжело. Болезнь требует её присутствия дома. О гастролях приходится забыть. Она старается как может облегчить его состояние. Татьяна Михайловна – широкий русский человек, и ничего невозможного для неё не существует. Она вся теперь в заботах о муже. Однажды он просит её отыскать какой-то старый и уже никому не нужный документ. Пыталась отговорить от поисков – ничего не получилось. Его покой – самое главное для неё. Всё перерыла в доме – документа нет. Остались антресоли. Берёт стремянку и поднимается наверх. Одно неосторожное движение – и падает... Не понимая в первые минуты, что случилось непоправимое. Сломана шейка бедра. Везут в Институт травматологии имени Приорова. Отсюда начинаются все её невзгоды.
К сожалению, операции в Приоровском институте и в 31-й больнице обнадёживающего результата не дали. Обещание «через месяц уже будете ходить с палочкой» так и осталось обещанием. У выдающегося российского хирурга Фёдора Григорьевича Углова, фильм о котором я снимал в это время, тот же недуг и в более серьёзном возрасте – перевалил за столетие. Но, видимо, с хирургами повезло, скорее всего, сам воспитал – всё удачно срослось, ходит. У Татьяны Михайловны до сих пор жуткие боли, на вопросы «что происходит», «что надо предпринять, чтобы облегчить невыносимое состояние» ответов нет. Реджина стала уходить в прошлое. Театр остался без одного из лучших своих спектаклей. Как обычно, никто не удосужился позаботиться о съёмках. Свидетелями счастливой работы трёх верных театру людей остались немногочисленные зрители.
Очень скоро все понимают, что ситуация вряд ли изменится. Понимает это и Евгений Александрович, её муж. Он считает себя виновником происшедшего. И однажды в отчаянии берёт ружьё и на её глазах стреляется. Как она смогла пережить эти страшные минуты – одному богу известно. Мне по телефону сказала: «Как он мог так поступить, когда я не могу даже встать».
Не поднимаясь с постели, всё устроила сама: и похороны, и поминки, и оповещение друзей. Но жить стало невозможно: до кухни самостоятельно не добраться, до ванной тоже. Помогал как мог театр, поклонники. Но решить главную проблему – ухаживать за ней постоянно – не удавалось. Я звонил даже в один из московских монастырей, где обитают якобы сёстры милосердия. Выяснилось, что милосердие у монастырских сестёр по карману разве что олигархам. Татьяна Михайловна не олигарх, и мы, признаться, серьёзно закручинились: выхода не было. Но друзья помогли ей с санаторием, удалось на какое-то время устроиться на реабилитацию. И то, и другое, разумеется, кардинально ничего не изменили, но всё-таки какое-то разнообразие в непривычное для неё существование без сцены внесли.
Держится она молодцом. Как-то ночью так прихватило сердечко, что поползла к дверям, позвать соседей. Сил хватило только дверь открыть. Упала на пороге, и как потом признавалась, думала, что вот так некрасиво жизнь и закончится. Квартира же стояла на охране. Явились милиционеры. И долго не могли понять, что происходит. Оба молодые и про сердечные приступы ещё ничего не знают. «Что это вы тут делаете?» – строго спрашивает один из них. Татьяна Михайловна ещё не слушающимся языком ответствует: «Развлекаюсь...» Она неисправима. Тут же знакомится со своими спасателями и уже на диване, в безопасности, просит одного: «Коля, не могли бы вы помочь мне уложить вот эту ногу (показывает на ту, что болит и не ходит)». Коля недовольно: а сами, что же, не можете? Откуда ему знать. «Да если бы могла, дорогой мой, я бы и твои ножки рядом уложила», – отвечает Татьяна Михайловна. «Какая же я хулиганка», – сокрушается потом. Но именно склонность к безобидному хулиганству, её неповторимая ирония, упорное нежелание выдавать себя за беспомощную и больную мгновенно делают её друзьями всех, кто оказывается рядом.
В поисках хоть какого-нибудь выхода она оставляет генеральную доверенность на управление имуществом и ею заодно своему внучатому племяннику Коте. Константину Георгиевичу Саксину. Тем более что ещё при жизни мужа решили всё завещать ему – других родственников нет. Котя не балует двоюродную бабушку. И хотя зарабатывает прилично, да и наследство достаётся нешуточное, одна только квартира на Украинском бульваре чего стоит, покупает всё только на её небольшую пенсию. Забегает в неделю раз, а то и реже. А так звонит узнать, не умерла ли ещё. Тягостные дни общения с родственником стали угрожать её самочувствию. И тут позвонил один из давних и преданных поклонников и предложил своего юриста – Татьяна Михайловна решила продать дачу, жить на что-то надо. Но боялась попасть в лапы хитрых людей. Предложение было как нельзя кстати. И на следующий день юрист явился. «Дуглас Фербенкс», – сообщила мне о первом впечатлении. Куда там Дугласу. Демис, так зовут самого преданного теперь друга Татьяны Михайловны, не только разобрался с дачей, но и привёл в дом квалифицированную медсестру. Мучения Татьяны Михайловны закончились: и накормлена, и вымыта, и даже гостей принимает.
Тем временем присутствие новых людей в квартире взволновало наследника Котю. Котя, надо заметить, вполне взрослый мужик, ему за сорок. Занимается каким-то бизнесом и, разумеется, наследство упускать был не намерен. Действие генеральной доверенности закончилось. Продлять её Татьяна Михайловна не собиралась. Однажды, спустившись с помощью друзей во двор своего дома, встретила жэковскую деятельницу. Та и сообщила, что квартира ей больше не принадлежит. И её новый хозяин не кто иной, как внучатый племянник Котя. Актриса Карпова давно не сталкивалась с отечественной юриспруденцией. И решила, что это какое-то недоразумение. Демис был опытнее, и скоро картина происшедшего прояснилась.
Разумный гражданин Саксин, догадываясь, что доверенность вряд ли будет продлена, до окончания её срока продал квартиру Т.М. Карповой собственному папаше, Саксину Геннадию Владимировичу. А тот через некоторое время перепродал её вновь своему находчивому сыночку. Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, ветеран Великой Отечественной войны да ещё после забот медиков и инвалид второй группы в одночасье стала бомжем. Узнав наконец, с кем имеет дело в лице своего дорогого племянника, Татьяна Михайловна обратилась в милицию. А Котя тем временем решил поселиться в новой квартире. Взломал дверь, наплевав на ст. 11 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ о порядке защиты гражданских и жилищных прав. В течение четырёх дней Карпова была по сути его заложницей. Запугиванием, угрозами, издевательствами Котя со своим дружком – стоматологом Таныгиным заставляли её отказаться от услуг адвокатов и забрать заявление из Дорогомиловского ОВД. За всю жизнь ничего подобного не видела и никогда не думала, что это может случиться с нею. Сказала стоматологу: «Я завтра позвоню главному врачу поликлиники, где вы работаете, и расскажу о вашем поведении». «Если доживёшь до завтра», – ответил образованный стоматолог.
31 мая 2007 года Дорогомиловский суд вынес определение о запрете Саксину К.Г. проживания в спорной квартире. И что вы думаете: защищать Татьяну Михайловну стали жильцы дома, а Котины права отстаивали представители государства с усердием, достойным лучшего применения: ст. УУМ ОВД по р-ну Дорогомилово майор милиции Э. Авагян, участковый уполномоченный А. Шишенок и другие. Продемонстрировали редкую незаинтересованность в установлении истины и абсолютно формальное рассмотрение заявления. Многочисленные свидетели происходящего не были даже опрошены. Вся проверка органов дознания ограничилась повторными показаниями К. Саксина. А майор Авагян (интересно, где он обучался юриспруденции?) со ссылкой на показания того же К. Саксина, при живой и дееспособной Т.М. Карповой утверждает в постановлении: «...Саксин К.Г. ...перевёл квартиру на себя по просьбе Карповой Т.М., так как она в последнее время чувствует себя плохо». Как вам нравится этот перл милицейского чина? Очевидная история с помощью авагянов всех мастей обросла формальным крючкотворством. И нет ей конца.
Меня всегда удивляло желание органов правопорядка присвоить себе монопольное право судить о том, что такое хулиганство, мошенничество, воровство. Будто бы не носящие служебных погонов и судейских мантий люди не в состоянии понять, с чем сталкиваются. Да, Татьяне Михайловне, возможно, не следовало завещать имущество дорогому внучатому племяннику. И выдавать ему генеральную доверенность. Тем более что никаких особо тёплых отношений с семьёй брата она не поддерживала – некогда было, работала. И каким растёт племянничек, что собой представляют другие члены семьи, конечно же, не знала. Решили с мужем сделать доброе дело. Сделали.
Теперь вот понятно, чем оборачивается добро. Ей понятно, а органам правопорядка нет. Какое универсальное у нас законодательство: явное мошенничество, нечистоплотные действия никто не спешит именно так и квалифицировать. Оказывается, есть возможность попытаться выдать г-на Саксина за положительного и чуть ли не пострадавшего героя. Может быть, юристы больны? Переусердствовали на работе? Может быть, ещё и стоматолога Таныгина объявить образцом воспитанного человека? А господам Авагяну и Шишенку пожаловать генеральские звания и переселить из Дорогомилова прямо на Красную площадь – таких замечательных людей надо видеть каждый день, чтобы по крайней мере стараться не походить на них. Жаль, что в зал заседаний суда не может прийти Фаина Георгиевна Раневская, работавшая с Карповой в одном театре и ценившая её талант. Она так убедительно произносила слово «аферист», что никакие кодексы при этом открывать уже не надо было.
Блестящая русская актриса Татьяна Михайловна Карпова не в самые бодрые годы и не в лучшем состоянии здоровья вынуждена заниматься судебными исками, не оставляет надежды вернуть квартиру. Ей активно помогает общественность дома. По-прежнему очень болит нога. И часто плохо с сердцем. Но как абсолютно честный человек она чрезвычайно разочарована властью, для которой это качество уже не имеет никакого смысла. Десятки лет со сцены своего театра она весьма впечатляюще рассказывала о превратностях человеческих судеб. И полагала, что занята святым делом: рассказывая зрителям о человеческих приключениях, можно от чего-то опасного их предостеречь. Или по крайней мере заставить задуматься. Но майор Авагян со стоматологом Таныгиным в театр, вероятно, не ходили. И чтением благородных сочинений себя не утруждали. Нет ни малейших оснований уличить их в этом. Но если государство действительно намерено защищать права своих граждан, то уж, конечно, не таких, как «дорогой» племянник Татьяны Михайловны. Эта история может быть исчерпана не только возвращением принадлежащей актрисе квартиры, но и серьёзными раздумьями об отечественном законотворчестве, о том, кто делает возможными подобные нелепицы, и тех, кто нелепо эти нелепицы осуществляет.
Татьяна Михайловна Карпова в спектакле Театра имени Вл. Маяковского «Королева-мать»