«Оппозиция» критикует московские власти за дорожное строительство – и сама подрывает собственный авторитет
Как всё-таки силён дефицит идей на московской политической арене... Не умеет столичная «оппозиция» придумывать что-то своё, новое – приходится ей довольствоваться ролью пересмешника. Не успеет московское правительство выйти с какой-нибудь идеей, как её тут же подхватят политические деятели и попробуют обратить себе на благо. Результат порой выходит довольно забавным – из серии «что получится, если скрестить ежа и ужа».
Взять хотя бы точечное строительство, запрещённое мэрией летом этого года. Объективных причин к тому было достаточно: если бесконтрольно «лепить» дома и офисы в уже сложившиеся кварталы, то и нагрузка на коммуникации становится слишком велика, и права жителей страдают, да и архитектурный облик районов оказывается под угрозой.
Казалось бы, мотивация проста, однозначна, и добавить к ней особо нечего. Но политики ухитрились «связать несвязуемое». Например, известный своими экстравагантными выходками депутат-банкир Александр Лебедев заявил, что точечное строительство нужно запретить потому, что из-за него в городе образуются пробки. Понятно, что сама по себе аргументация не выдерживает никакой критики.
Во-первых, по-настоящему «точечных» объектов в городе совсем немного – едва наберётся два десятка. Во-вторых, они не сгруппированы в жилмассивы, а находятся друг от друга на значительном расстоянии – на то и строительство называется «точечным». Так что их «вклад» в дорожную проблему просто растворяется на фоне, к примеру, роста автопарка. Наконец, «точка», которая в виде исключения достраивается в разных районах, – это, как правило, социальные объекты: детские сады, поликлиники. А в отличие от офисов и жилых домов они практически не создают дополнительной нагрузки на дороги.
Но логика «оппозиции» работает просто и предсказуемо: нужно взять актуальную в обществе тему и пришить её к своему любимому коньку. Пусть даже белыми нитками. Понятие «точечной» застройки в массовом сознании вообще очень размыто. Как правило, обыватель трактует его так: если стройка раздражает, кран заслоняет солнце и грузовики шумят – то непременно объект «точечный». По сути дела, «точка» стала синонимом недовольства жителей строительством как таковым.
Между тем как на деле «точечное» строительство – это вполне определённое нарушение градостроительных правил и норм. Допустимое лишь в случае строительства уже упомянутых детских садов, школ или спортивных площадок. А конёк того же Александра Лебедева – это пробки и транспортные магистрали. На этой теме он спекулирует давно и успешно – даже получил от московских властей предложение возглавить Департамент стратегического планирования транспортных магистралей. Правда, никакого конструктива на новом посту он до сих пор не произвёл. Вот и приходится таким деятелям скрещивать пробки с точками...
Ещё один любимый конёк нечистых на руку политиков – эксплуатация человеческого консерватизма. Не сказать больше – апатии, взращённой в нас годами крепостного права и cоветской власти, при которых инициатива была жёстко наказуема. «Зачем что-то строить?» – говорят активисты. И приводят некие псевдонаучные выкладки: дескать, расширение Ленинградки всего-навсего приведёт к перераспределению транспортных потоков. Все начнут съезжать на эту магистраль, чтобы добраться быстрее, а значит, создадут мощный затор – такой затор, какого Москва ещё не видывала. А потому город выбрасывает деньги на ветер, строя новые дороги и расширяя старые. Парадоксальный вывод получается, не правда ли, – чем больше строить дорог, тем хуже! А чем больше натыкать светофоров на узких дорогах – тем лучше!
Во-первых, понятно, что ничего не делается за один день. Нельзя мгновенно обновить все магистрали столицы, чтобы наутро Москва поехала с ветерком. Московская мэрия пока не джинн, который может за ночь построить дворец или разрушить город… Так в чём критика правительства Москвы? В том, что оно построило Третье транспортное кольцо, собирается проложить четвёртое, заканчивает новый Звенигородский проспект, достраивает Ленинградку?
В том, что постепенно обновятся ВСЕ магистрали столицы, будут построены дублёры наиболее загруженных дорог, будут введены новые развязки, организованы парковки? Комплексные меры, они на то и комплексные, что делается для организации движения всё – и новые дороги строятся, и полосы для движения общественного транспорта выделяются, и одностороннее движение по улицам вводится.
Мэрия просто не ограничивается предлагаемыми оппонентами полумерами, а делает всё сразу. Что же касается светофоров, то жизнь доказывает обратное: чем меньше их, тем лучше.
Вот, например, не успели перемыть косточки московским властям и покритиковать их всласть за неудобства в связи со стройкой на Соколе, как уже открылась первая половина подземного тоннеля – та, что в сторону центра. Открылась, кстати, досрочно. И с этого дня (тоннель открылся 26 октября) пробок на Ленинградке сразу стало меньше. Остались они только там, где всё ещё стоят светофоры – в сторону области на развилке Ленинградки с Волоколамкой. Но и их скоро не станет: меньше чем через два месяца, к новому году, развязка откроется полностью, и пробок здесь поубавится.
А когда проект «Большая Ленинградка» будет завершён полностью, трасса будет представлять собой 16-полосное бессветофорное шоссе, по которому дорога от Кремля до МКАД (или обратно – это уж кому куда надо) займёт минут 20. Тогда уж тем, кто предлагает вместо тоннелей, мостов и новых дорог строить дешёвые и сердитые светофоры, придётся придумать что-нибудь новенькое – причём желательно поумнее.
Есть, правда, и ещё одна сторона призывов к бездействию. Вот, к примеру, есть мнение, что нет смысла расширять Ленинградку из-за того, что всё равно за МКАД будет сужение. А значит, не миновать и пробки от кольцевой до самого Сокола, а то и прямо до Кремля. Тут, правда, нужно сразу вспомнить, что столичные власти сделали всё возможное, чтобы улучшить движение по Москве. Пока их можно ругать: строят-де «Большую Ленинградку» не так, не там и вообще слишком долго – желательно бы за неделю.
Но когда проект будет закончен, упрекнуть мэрию, вот незадача, будет уже не в чем. И сужение за МКАД станет головной болью подмосковных властей. Болью, от которой не помогут никакие таблетки – только расширение магистрали на территории области. Очень дорогое, кстати, и муторное. Так что есть смысл спросить, почему не появляется критика в адрес области, которая своими узкими и разбитыми дорогами тормозит развитие всего московского региона? К тому же усложняет движение по МКАД и за ним строительством многочисленных торговых центров в считанных метрах от внешней стороны кольца.
Впрочем, шут с ними – с местечковыми разборками. Правду говорят, что всё большое виднее сверху. В прямом и переносном смысле. Вот на днях президент России полностью поддержал начинания Москвы в сфере дорожного строительства. «В Москве строятся кольцевые дороги, различные виадуки, тоннели. Внимание городских властей к этому очень большое», – сказал Владимир Путин.
Так что у тех, кто критикует дорожное строительство Москвы с упорством, достойным лучшего применения, оказалась изрядно подмочена репутация. Выступать против президента у нас, знаете ли, как-то не принято. Да и дело не только в президенте: против правды вообще идти сложно. Люди-то, они видят, в чём она…