В № 5 (6157, от 6 февраля) под заголовком «О всаднике Медном замолвите слово» было опубликовано открытое письмо народного артиста России, члена президиума Национальной киноакадемии Василия ЛИВАНОВА президенту Французской Республики Николя Саркози. Речь в нём шла о проекте создания художественно- документального фильма о знаменитом памятнике, на финансирование которого у «Газпрома» не оказалось средств. Публикация вызвала большой интерес у наших читателей. Сегодня мы продолжаем эту тему.
Сам Василий Ливанов прокомментировал сложившуюся ситуацию так:
– Кому-то это может показаться диким, но сегодня многие ничего не знают об этом выдающемся памятнике, кроме его названия. Понятия не имеют, кто и во имя чего его создавал. Вот наглядный пример. Один весьма уважаемый кинорежиссёр на вступительных экзаменах во ВГИКе спросил абитуриента, за плечами у которого уже было одно высшее образование, о пушкинском «Медном всаднике». Тот ответил более-менее толково, но тут же на вопрос, кому установлен памятник на Сенатской площади, после долгой паузы ответил: Юрию Долгорукому. История на этом не закончилась. Режиссёр поведал её на совещании руководителей ведущих телеканалов. Все хохотали, а когда смех стих, кто-то произнёс: «Стыдно не знать, что это Скобелев».
А не так давно я наткнулся на очерк о Медном всаднике в журнале «Караван историй», абсолютно лживый и безграмотный. Исторические факты были искажены до неузнаваемости, а ведь писала его профессиональная журналистка! Абитуриента ещё можно как-то извинить, но профессионалам такое невежество непростительно!
И если бы это касалось только Медного всадника! Я встречал людей, которые свято убеждены в том, что Куликовскую битву выиграл Кутузов, а крепостное право в России отменил Ленин. Какие ещё нужны доказательства того, как за последние двадцать лет у нас искалечили гуманитарное, особенно историческое образование. В первую очередь – школьное.
Когда я брался за сценарий, мною руководила не только любовь к истории Отечества, но желание по мере сил приблизить один из ярких фрагментов нашей истории к широкому зрителю. Зрителю сегодняшнему, поскольку существуют совершенно чёткие параллели между эпохой Петра и последним десятилетием истории России. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Почему я обратился за поддержкой к президенту Франции, а не к президенту России? Потому что в этом случае получилось бы, что я жалуюсь Владимиру Владимировичу на «Газпром». Но ведь в «Газпром» лично я не обращался. Я представил свой проект Дмитрию Медведеву, а уже он передал его на рассмотрение в «Газпром». Да и жаловаться я не собираюсь. Поскольку до сих пор считаю, что произошло какое-то досадное недоразумение, и надеюсь, что нашему проекту помогут и соотечественники, и французы, ведь грядёт год России во Франции и год Франции в России. И речь идёт не о рядовом памятнике, а о символе России, известном всему миру.
На публикацию откликнулись и коллеги Василия Ливанова.
, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор РАТИ:
– Мне кажется, сегодня происходит коррозия понятий. Нравственность подменяется толерантностью. Культура – зрелищем, то есть шоу-бизнесом. Искажается смысл происходящего, и люди теряют ориентацию. Нарушена этика: все у нас звёзды, суперзвёзды, мегазвёзды. Сплошной культ личности! Сталин мелким оптом. На этом фоне фигуры действительно великие, исторические просто уходят за горизонт. Конечно, чем ниже культурный уровень человека, тем легче им управлять. Рассуждая при этом о сохранении и бережном отношении к культуре. Но если смещается шкала ценностей, то должен же кто-то препятствовать этому.
Случившееся наводит на грустные размышления. Достойному и политически своевременному проекту отказывают в финансировании, бросая при этом огромные суммы на то, что к культуре никакого отношения не имеет. Если это не недоразумение, то, как говорит наш действующий президент, имеет место коррупционная составляющая в деятельности аппарата. Чиновники полагают, что они лучше всех разбираются в искусстве и именно на этом основании вправе решать, какие произведения искусства достойны существования, то есть финансирования, а какие – нет?
, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФРС, академик Национальной киноакадемии, кинооператор («Обыкновенное чудо», «Покровские ворота» и др.):
– Сценарий Василия Ливанова я прочёл почти год назад. Он произвёл на меня очень сильное впечатление, и я заранее радовался предстоящей работе, тем более что Василий Борисович наметил пригласить в картину известных и любимых всеми актёров: Михаила Боярского, Евгения Стеблова, Ирину Розанову, Михаила Светина, Евгения Дятлова, Дмитрия Харатьяна. Получилось, рано я обрадовался...
А ведь идея создания фильма о Медном всаднике возникла вовсе не на пустом месте. Согласитесь, 225 лет – внушительная дата для монумента, который столько всего повидал на своём веку. Он – такой же всемирно признанный символ Петербурга, как Вестминстер – Лондона или Эйфелева башня – Парижа. Более того, Медный всадник – веха в истории всей страны и его юбилей – событие национального масштаба. Трудно поверить в то, что лица, принимавшие решение об отказе в финансировании фильма Ливанова, этого не понимали. Остаётся надеяться, что всё происшедшее – досадное недоразумение, которое в самом ближайшем будущем будет исправлено.
, народный артист России, академик Национальной киноакадемии, дважды
лауреат премии «Ника», композитор:
– Василий Борисович давно болел этой темой. Он прекрасно знает историю, и решение сделать фильм не чисто игровым, а документально-художественным было не случайным. Такой подход позволяет сюжету оставаться занимательным не в ущерб точным историческим фактам. В ситуации, когда в игровом кино с подлинной историей обращаются, мягко говоря, весьма вольно, это особенно важно и ценно.
У всех, кто был приглашён Василием Ливановым на картину, было горячее желание работать. Мы отложили все свои дела, строили планы. Я уже начал «закапываться» в материал, изучал музыку той эпохи, стараясь уловить её стилистику. Музыка в такой картине играет очень важную роль, она должна облегчать восприятие исторических реалий. Но в итоге все планы полетели к чёрту. Перефразируя «классику», мы оказались «под колпаком у Миллера».
На приглашение Deep Purple средства у него нашлись. В советские времена элита приглашала МХАТ и Большой, профессионалов высочайшего класса. А тут позвали группу, которая, говоря по совести, на фоне легендарных Beatles просто ноль! Печально и показательно...
Культура в наше время опять становится чем-то ругательным. Был уже в XX веке «деятель», которому при слове «культура» хотелось взяться за пистолет. У нас пока за пистолет не хватаются, но и денег на культуру не дают. Так что я понимаю искреннее желание Василия Борисовича довести задуманное до конца и считаю его обращение к французской стороне вполне оправданным. Если французы примут участие в проекте, это будет естественно: ведь к созданию Медного всадника имеют отношение не только Фальконе, но и Дидро, и Вольтер – люди, внёсшие выдающийся вклад не только в историю Франции, но и в историю России, в мировую историю, наконец.