Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Достижимость чуда

01 января 2007

КНИЖНЫЙ      РЯД

Проханов А.А. Наскальная книга: Стихо­творения. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2011. – 304 с. – Тираж не указан.

Написать стихи и войти в историю литературы просто. Для многих этот путь индивидуален. Но есть общие стороны. Поэзия одиозна смыслами. В рифме подойти к раскрытию смысла значит ярче очертить недоговорённость, ведь знание ценно тайной, знание отличается от хаоса тем, что оно ясно не до конца.

Возраст и поэт. Нельзя судить по таким признакам творческих людей. В чём парадокс рождения книги стихов Проханова? В таких редких случаях обращения чистого прозаика к поэзии человеком движет только личное. Счёты с историей, с врагами, с любимыми женщинами, со своей судьбой. Для читателей, прекрасно знающих прозу Александра Андреевича, он вряд ли откроется с новой стороны. Чувство, что эта работа столь необходима, что без стихов не будет  полнокровной  твоя творческая жизнь, для большинства останется незнакомым.

Не в доказательство моих доводов, а для полноты впечатления приведу два отрывка из «Наскальной книги»:

Я закрывал глаза на слабости
режима,
Не верил тем, кто нам сулил
разгром.
Я веровал, что чудо достижимо,
Что вся страна – огромный
космодром.
И вот теперь, когда страны
не стало
И гибнет мир в безумной круговерти,
Я знаю, что над нами проблистала
В рубиновых лучах звезда
бессмертья.

И второй фрагмент:

Одни за перестройку выпивали,
Другие за родной «Спартак» болели.
Так мы Отчизну нашу убивали,
Так мы отцов могилы не жалели.

Мудрость, вера в чудо, память о предках – это всё восстановимо. Пусть в новой стране, с другими ценностями и задачами. Но во имя будущего необходимо уважать старших, поклониться им за труд и подвиг, понять «устаревшие» идеалы и стремления пожилых людей, наших родителей.

Стиль «Наскальной книги» повествовательный. Насыщенность текста такова, что одной строкой до читателя доводится максимум информации. Сопереживания, давние мучительные ассоциации в памяти – это приём Проханова по установлению контакта с читателем. Люди, слышавшие раньше в жизни или в СМИ голос автора, легко представляют себе живого рассказчика. А впечатление, остающееся после прочтения, – это сплошная сила и уверенность мудрого человека. Не бесконечный монолог придворного поэта, не полубредовые причитания царского шута, не смелые частушки скомороха, а обращение во весь голос несгибаемого оппозиционера. Он сознаёт, что ни за что никогда не придёт к власти, да и советы его не прочтёт правящая элита. Но высокий, непокорный дух, без сомнения, навсегда оставит след в памяти народной.

Книга честна, безыскусственна. Лирический герой каждого стихотворения (кстати, большинство стихотворений написано от первого лица) – это обобщённый образ человека, борющегося за убеждения. Но смысл этой борьбы не в вечной войне за любые цели – главное всё-таки страдание, вернее, желание, чтобы его в жизни было меньше.

События истории имеют свойство повторяться. Вспомним опричнину, суды-тройки, факты, когда революция пожирает своих детей. Не хотелось бы, чтобы судьбоносные истории, описанные в «Наскальной книге», снова повторились на многострадальной планете Земля. Мы все имеем право на социальную справедливость, добытую мирным путём.

Николай ПАЛУБНЕВ

Обсудить в группе Telegram

Николай Палубнев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS