Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Достоевский: брестская версия

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

Как известно, чтение Достоевского – занятие не из лёгких. Просмотр спектакля «Преступление и наказание» режиссёра Тимофея Ильевского потребовал от зрителя не меньшего психологического напряжения.

Уложить повесть Достоевского в три часа спектакля и донести её содержание до молодого зрителя очень непросто: глубинный подтекст, концентрация на деталях, образы-символы великого писателя с трудом поддаются «переводу» на язык сцены.

Т. Ильевский сделал рокировку и, вопреки порядку событий в романе и ожиданиям зрителя, показал сцену убийства старухи-процентщицы не в начале, а позднее, в виде кошмарного сна, который снится Раскольникову. В сопровождаемой скрежетом и лязгом сцене Раскольников показан не просто как убивец «подвернувшейся» под горячую руку старушенции, а как грозный возмущённый палач, который уничтожает ростовщицу, аккумулирующую в себе наиболее характерные черты всего сословия стяжателей.

Связующей нитью постановки стало акустическое сопровождение. Отчётливые звуки капель воды, приглушённый стук тулумбаса, отдалённый колокольный звон, хоровое церковное пение и гулкий треск раскатов грома в сценах беседы Авдотьи с Раскольниковым и Сони со Свидригайловым, а также скудное освещение помогли передать угнетающую, зловещую атмосферу, тяжёлым облаком нависшую над героями. Картину дополнили элементы декорации: лестница, дверь, стол, послуживший своего рода универсальной осью сценического оформления.

С максимальной достоверностью были переданы картины быта ХIХ века в сценах панихиды в церкви, в задымлённом кабаке. Убедительно правдоподобны городовой со свистком, покорная Соня, напоминающий жирного откормленного кота Свидригайлов в белых туфлях-с…

Излишне экспрессивная, скоморошнически-пёстрая игра второстепенных актёров в роли мытарей и простонародья помогла «навести на резкость» зрительское внимание и добавить драматизма главным героям. Существует мнение, что в романе Достоевского заключительная часть слишком слаба и не соответствует всему тому механизму, который «раскачал» писатель. Даже если это и так, то Ильевский в своей постановке усилил финал. Да и сама постановка в целом, судя по реакции зала, никого не оставила равнодушным.

Наталья МАРТЕВИЧ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Мартевич

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS