Как привлечь молодёжь поколения next в академический концертный зал? Как помочь юному слушателю понять и полюбить серьёзную музыку? Свой рецепт, основанный на многолетнем опыте, предлагает Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества. Его основатель и руководитель дирижёр Дмитрий Орлов в течение более чем 20 лет делает акцент на тематические программы, где музыка подаётся через призму литературы. Двигаясь по юбилейным датам, МГСО показал программы, посвящённые Пушкину, Толстому, Гоголю, Есенину… Но если с этими авторами связана масса музыкальных произведений, то с Фёдором Михайловичем Достоевским дело обстоит не так просто. Стихов он не писал, темы его романов совсем не детские, да и композиторов, обращавшихся к его прозе, очень мало…
Однако Орлову удалось составить весьма оригинальную программу. Пришлось, конечно, обратиться к биографии классика, чтобы понять, какая же музыка созвучна ему. Выяснилось, что вкусы писателя были весьма разнообразны, так что «рискованная» тема «Достоевский и музыка» оказалась весьма благодатной.
В юности он встречал в петербургских салонах Михаила Глинку, слушал в авторском исполнении романсы, «Камаринскую», воспоминания о которых отразились в «Записках из Мёртвого дома»: «...Балалайки были неслыханные… Бубен просто делал чудеса… Оркестр начинает «Камаринскую». Начинают тихо, едва слышно, но мотив растёт и растёт, темп учащается… Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал её у нас в остроге». И вот оно – идеальное начало программы с «солнца русской музыки», с «Камаринской» Глинки.
Известны были Достоевскому романсы и песни Даргомыжского – настоящие памфлеты в народническом духе. И нынешнему молодому поколению пришлись по душе сатира «Червяк» и драматическая песня «Старый капрал» Даргомыжского не в последнюю очередь благодаря обаятельному солисту, басу Сергею Байкову. Песни-сценки Даргомыжского, безусловно, требуют драматической игры от певца, но тут важно «не перегнуть палку», чтобы передача образа не превратилась в кривлянье (что, увы, частенько случается с иными «темпераментными» артистами). Байков же намечал образ лёгким жестом, точно рассчитанной мимикой, но прежде всего – детально продуманной интонацией. Попадание – в десятку.
В поле зрения Фёдора Михайловича часто попадала опера – Моцарт, Россини, Беллини, Мейербер, Гуно: репертуар петербургской Мариинки времён Достоевского был богат современной музыкой – все, кроме Моцарта, названные авторы были современниками писателя!..
Певица Наталия Полянинова, как и Сергей Байков, постоянно принимает участие в программах МГСО. Её серебристое сопрано удачно подошло и к кокетливой крестьянке Церлине из «Дон Жуана» Моцарта, и к страдающей жрице Норме из одноимённой оперы Беллини. А оркестр, ведомый Дмитрием Орловым, был их чутким партнёром.
Наконец, ещё один классик – Бетховен, о котором Достоевский писал: «Это поэт любви, счастья и тоски любовной». Такое неожиданное и негероическое восприятие композитора, долгое время рассматриваемого в России как революционера. А вот во времена Достоевского его музыка, как видно, производила другое, более возвышенное впечатление. Во всяком случае, к бетховенскому Скрипичному концерту подобное поэтическое определение весьма подходит. В программе прозвучала первая часть в исполнении Ариадны Анчевской – скрипачки, в игре которой были и патетика, и романтическая трепетность, и моменты философских раздумий – вся многослойность, заложенная в этой великой партитуре.
Поиски «вокруг Достоевского» привели к двум раритетным сочинениям, непосредственно связанным с творчеством писателя.
Сергей Прокофьев написал в 1916 году оперу «Игрок» по одноимённому роману Достоевского, которую, если бы не помешала революция, должен был бы поставить в Мариинке Всеволод Мейерхольд. Но февральский переворот 1917 года спутал карты, Прокофьев через год был вынужден покинуть Россию. Премьера состоялась только в 1929 году в Бельгии. А для симфонических концертов Прокофьев в 1931 году сделал сюиту «Четыре портрета и развязка». Чисто оркестровыми средствами представлены основные персонажи «Игрока»: игрок Алексей, взбалмошная Бабуленька, вояка Генерал, мечтательница Полина, а в развязке передан ажиотаж игрока и доводящее до безумия кружение рулетки.
Хотя в исполнении МГСО под управлением Дмитрия Орлова каждый образ представал рельефно, со своим характером, но в целом музыка оказалась сложноватой для детей до 12, которые составляли чуть ли не половину аудитории Зала церковных соборов храма Христа Спасителя, где проходил этот концерт. Но дети и их родители не были «оставлены» один на один с музыкой – каждое сочинение предваряли комментарии музыковеда Натальи Панасюк. Другое дело – симфоническая поэма «Подросток» Бориса Чайковского. Родившись из саундтрека к одноимённому телесериалу, музыка композитора подкупает открытостью и каким-то трогательным, старомодным идеализмом. Основное красивое соло альта (Анна Адучаева), многочисленные соло флейты, скрипки (кстати, отлично сыгранные музыкантами МГСО) пронизаны щемящей грустью и ностальгией по прекрасному: может быть, по той самой красоте, которая всё-таки спасёт мир?