Где ещё, как не в доме, под сводами которого родился писатель, отмечать его 190-летие? 11 ноября автора «Братьев Карамазовых» вспоминали в доме-музее на Божедомке: ведущий достоевсковед страны Игорь Волгин выступил с докладом «Московские мифы Достоевского».
Докладчик начал словами, которые были напечатаны в его материале на первой полосе прошлого номера «ЛГ»: «При всём нашем врождённом почтении к «чистой» идеологии мы ещё не разучились наслаждаться «чистым» искусством. То есть, проще говоря, смеяться и плакать… Когда Достоевский станет для нас бесспорен и «тёпл», кончится его время».
Несмотря на эпитет, который Ахматова прилагает к Петербургу, – «достоевский и бесноватый», заметил докладчик, Достоевский всё-таки московский писатель. Ибо круг его главных жизненных представлений сложился в первые пятнадцать лет его московской жизни, в пору детства этого, говоря словами поэта, «ковша душевной глуби». Его ощущение России, его интеллектуальные пристрастия, его почвенничество, наконец, были связаны отнюдь не с «самым умышленным городом» на земле, а с глубинами национальной жизни, воплощением которых оставалась Москва. И. Волгин обратил особое внимание на тот факт, что «Преступление и наказание», наиболее петербургский роман Достоевского, в значительной мере был написан в подмосковном Люблине, где летом 1866 года писатель гостил в семействе своей сестры В.М. Ивановой. Интересно, что в Люблине Достоевский был окружён молодёжью и принимал самое деятельное участие (а нередко и был заводилой) в весёлых играх, прогулках и розыгрышах, которыми запомнилось это едва ли не самое счастливое в жизни писателя лето. В этом «прекрасном далеке» он дистанцировался от привычного образа жизни и обрёл своего рода эстетический противовес тому, что параллельно изображалось в романе. Кстати, тогда же Достоевский лично знакомится с главной фигурой московской журналистики М.Н. Катковым, в чьём «Русском вестнике» будет отныне печататься и сотрудничество с которым будет сопровождаться весьма драматическими моментами.
Доклад, вызвавший неподдельный интерес у многочисленных слушателей, завершился разбором «завещания» Достоевского – его знаменитой речи на пушкинском празднике в Москве. Это московское торжество, которое стало одновременно и прощанием писателя с городом его детства, явилось, по мнению Волгина, первым русским «предпарламентом», зачатком гражданского общества, пробой наличных общественных сил.
В заключение вечера Игорь Волгин прочитал свои новые стихи.