Вслед за парламентом правительство Японии официально признало Курильские острова незаконно оккупированными Россией. Каких шагов ждать от Японии дальше? Что делать самим?
В годы перестройки и «нового мышления» у японцев появились надежды на возвращение «северных территорий». То есть, по сути, на пересмотр итогов Второй мировой войны. Последнее заявление Японии о «российской оккупации» выглядит демонстративной провокацией. Видимо, в Токио считают, что с Россией теперь можно разговаривать таким языком.
Но дело не только в японских притязаниях. Дело и в том, что у нас мало кто знает правду об истории этих земель. Потому и внутри страны звучат голоса, что острова можно вернуть «хозяевам»…
В своё время, работая в Институте социологии, я занимался проблемами Дальнего Востока. В частности, меня заинтересовало, что знают местные люди об истории края, в котором они живут. Опрос проводился в пограничных районах Пpиморскоro, Xaбаровского краёв, на Сахалине и Курильских островах. Увы, степень информированности об истории родной земли оказалась поразительно низкой. Поразительно!
Так что стоит напомнить, что земли на Дальнем Востоке принадлежат России по праву первооткрытия, первоприсоединения, первозаселения и первоисследования. Россия начала осваивать их в то время, когда другие страны ничего не знали об их существовании или имели о них смутное представление. К моменту прихода на эти земли русских землепроходцев здесь не было никаких государственных образований, а коренное население было малочисленно и разрозненно.
Автор «Сказания о состоянии России при царе Алексее Михайловиче» Яков Рейтенфельс писал: «Достойно, право, изумления, что такая горстка московских людей обладала таким пространством земли. Что же поистине ещё более удивительно, так это то, что и живущие далее племена подчинились царю не потому, что были покорены силой, но по убеждению купцов и исключительно в надежде на выгоду в будущем от торговых отношений с московитами».
«Горсть казаков и несколько сотен бездомных мужиков, – писал уже позднее Александр Герцен, – перешли на свой страх и риск океан льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мёрзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, покрывалась нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана».
За три года до того, как голландский мореплаватель де Фриз дошёл до берегов Южного Сахалина, приняв их за оконечность острова Хоккайдо, казачий отряд Ивана Москвитина летом 1640 года прошёл низовьем Амура и первым в мире открыл остров Сахалин в его северо-западной части. Но его имя, как показало наше исследование, было мало кому известно.
Точно так же, как и имя Василия Михайловича Головнина. Этот великий русский путешественник совершил в 1807–1813 и в 1817–1819 гг. кругосветные путешествия, составил карты Курильских островов, дал названия южным островам со слов коренных жителей – айнов. Картами Москвина пользовались во всём мире.
Япония в силу жестокой самоизоляции узнала о Сахалине и Курильских островах лишь в 80-е годы ХVIII века – экспедиция Могами Токуная. Даже остров Хоккайдо на севере японских островов, заселённый нивхами, считался граничащим с их страной, то есть не входящим в Японию. Судьба нивхов и айнов, которые потом оказались под властью японцев, оказалась столь же печальной, что и судьба американских индейцев. В отличие, кстати, от судеб малых народов на территории России.
В течение ХVIII–ХIХ веков торгово-промышленная Российско-Американская компания, существовавшая до продажи Россией Аляски в 1867 году, управляла русскими владениями на Тихом океане от Аляски до Японии, включая Алеутские, Курильские острова и Сахалин. Она сыграла большую роль в исследовании и освоении вновь открытых земель, организуя даже кругосветные путешествия. Компания была создана по замыслу Григория Шелехова, снискавшего славу «Колумба Российского». Однако, как показало наше исследование, имя Шелехова мало известно среди российских граждан. Как и имя Владимира Атласова, которого Пушкин назвал «камчатским Ермаком». Даже имя Семёна Дежнёва, возглавлявшего отряд казаков, которые первыми в мире в 1648 году на самодельных судах прошли пролив, разделяющий Азию и Америку, знали немногие…
Вспоминая невесёлые итоги упомянутого исследования, задаюсь вопросом: а что сейчас знают о русских открытиях на Дальнем Востоке наши граждане? Много ли рассказывают им о них? Увы, чаще слышишь нечто о «северных территориях», принадлежавших японцам. Вот из такого «знания», вернее незнания, и рождаются вялые и куцые мыслишки: а может, и отдать?
И ещё одно. Никто не может сказать точно, как поведут себя японцы, официально объявив об «оккупации». Ничего нельзя гарантировать, ничего нельзя исключать. Так что чуть ли не единодушное желание наших политиков делать вид, что ничего не случилось, мудрым и дальновидным не назовёшь.
, доктор социологических наук