Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июня 2018 г.
Литература

Достойное продолжение великого дела

27 июня 2018

О вручении Пушкинской премии

Получив приглашение на торжественную церемонию вручения Пушкинской премии (http://www.pushkinpremia.ru/), я не мог не посетить сие любопытное мероприятие. Что это за премия с таким солидным названием, да ещё и вручаемая в день рождения Пушкина, 6 июня? Та самая Пушкинская премия, учреждённая Петербургской академией наук, последний раз вручалась почти сто лет назад, в 1919 году. Это была действительно одна из самых авторитетных литературных премий, средства на которую остались после экономии бюджета на установку памятника Пушкину в Москве. Тем интереснее было посмотреть на попытку возродить премию столетие спустя.

К назначенному времени зал Дома журналистов был полон. Электронная регистрация сработала, места хватило всем, но не было и пустых. Зрители рукоплескали, а церемония всё не начиналась. Наконец, после длительной театральной паузы на сцену вышел ведущий – тележурналист Евгений Сулес – и объявил о начале мероприятия. Для открытия церемонии на сцену был приглашён Дмитрий Кравчук – президент Российского союза писателей, основатель порталов Стихи.ру и Проза.ру. Он поздравил присутствующих с Государственным Пушкинским праздником, после чего на сцене начали читать стихи.

Первым для чтения стихов был приглашён Игорь Ильин – как его представили, официальный голос телеканала «Культура». Да, это был тот самый голос, который у каждого образованного зрителя, наверное, с культурой и ассоциируется: анонсы всех спектаклей, выступлений музыкантов в консерватории произносятся именно его голосом. В этот раз в исполнении Ильина прозвучали самые известные стихи Пушкина в «новом авторском звучании», которое было совсем не классическим и даже немного нестандартным. По крайней мере, для меня эти стихи звучат по-другому. Впрочем, это уже дело вкуса: каждый деятель искусства может вносить что-то своё. А как они должны звучать на самом деле – знает только автор...

Потом на сцену стали выходить молодые поэтессы и читать свои стихи, и это было очень любопытно. Много ли мы знаем молодых поэтесс? Наверное, кто-то назовёт имя Веры Полозковой, которая наследует женский стиль поэзии, идущий от Беллы Ахмадулиной. Самой Полозковой в этот раз не было, но были другие поэтессы, которые выступали ничуть не хуже, а, на мой взгляд, даже и лучше. Вот их имена: Аглая Соловьёва, Юлия Зазимко, Анна Арканина, Полина Орынянская. Наверное, пока эти имена ничего не говорят широкой публике, хотя у дам достаточно много регалий, побед в конкурсах и литературных премий. Были бы сейчас шестидесятые – каждая из них, вполне возможно, смогла бы собирать стадионы. Аглая Соловьёва – лауреат конкурса имени Бродского и Волошинского фестиваля, в красном платье ярко и с надрывом прочитала несколько стихотворений о неразделённой любви; Юлия Зазимко – лауреат Есенинской премии и премии «Поэт года», с выразительной нежностью читала свои стихи притихшему залу; Анна Арканина с имиджем современной бизнес-вумен и Полина Орынянская в сером свитере декламировали не менее выразительно, сорвав аплодисменты, и я вместе со всеми зрителями ещё раз убедился, что женская поэзия – это сила, и не перевелись ещё поэтессы на земле русской. Почему их не показывают по телевизору? Пусть они не поют, а всего лишь читают, но при этом внутренней экспрессии и эмоций, а самое главное – содержания значительно больше, чем в эстрадном искусстве.

Тем временем подошёл торжественный момент вручения премий. На сцену вышел Дмитрий Кравчук, который зачитывал наградные листы. Первым был приглашён академик Костомаров, основатель Института русского языка имени Пушкина. После вручения награды он произнёс своё ответное слово: «Я не умею писать стихов… Но я умею писать учебники русского языка!» И закончил свою речь тем, что действительно должен сказать именно основатель Института русского языка: «Давайте беречь русский язык, относиться к нему, как к чему-то ценному, совершенному, выразительному, тому, что действительно может быть надеждой и опорой». Лауреату вручили медаль с профилем Пушкина и лирой, отсылающую к той самой медали Пушкинской премии от Императорской академии наук.

Вторым награждаемым в номинации «Просветители» был Владислав Артёмов, главный редактор журнала «Москва». Своё ответное слово он начал фразой «В отличие от профессора Костомарова, я стихи писать умею, и в 21 год, поступая в Литературный институт, думал стать лучшим в России поэтом», и рассказал, как начал выстраивать иерархию поэтов: «Естественно, мне захотелось узнать своё место в русской литературе. Я написал своё имя, а сверху начал писать имена тех, кто пишет лучше меня – пока лучше. Там были Пушкин, Лермонтов, Есенин… когда месяца через два сверху собралось более сотни имён, я остановился», и затем понял, что «литература – дело не вертикальное, это горизонталь: материк Толстого, хребет Лермонтова, осенняя роща Есенина, огромное пространство, но нужны там все, дело общее». Артёмов подчеркнул, что «Дмитрий Кравчук, создавший Стихи.ру, сделал огромное дело, потому что в литературе важен каждый человек, который пишет, каждый вносит свой оттенок: у кого-то огромное пространство, которое он сумел гармонизировать, другой на своих шести сотках сажает картошечку, а какой-то графоман лопушок выращивает, маленький такой, колючий, но он тоже вносит свой вклад в общее дело, в огромное духовное пространство, в планету Литературы. И самое главное, что все пишущие – люди, которые пытаются в этот мир, иногда безобразный и жестокий, внести красоту и гармонию, и это высшее дело, ради которого мы все живём».

Следующим лауреатом стал поэт Константин Кедров, доктор философских наук и основатель направления метаметафоры. Кедров прочитал стихотворение Пушкина «Молитва» и своё стихо­творение «Компьютер любви», которое является одним из главных манифестов метаметафористов. Затем был награждён один из самых известных бардов страны Сергей Никитин, который сказал в своём ответном слове: «Всю сознательную жизнь мы пытались донести до слушателя нашу любовь и наше понимание того или иного стихотворения, того или иного любимого нами поэта. И во главу угла всего, что мы делали на сцене, ставили поэтическое слово».

После небольшого концерта, на котором Евгением Сорокиным, «обладателем редкого голоса драм-баритон», были исполнены романсы на стихи Пушкина, объявили вторую часть награждения лауреатов, теперь уже в номинации «Антология». Дмитрий Кравчук рассказал о новом проекте Российского союза писателей – издании Антологии современной поэзии. Среди награждённых участников были автор и ведущий программы о поэзии на Радио России Александр Спарбер, филолог, член Национального союза писателей Украины Павел Кричевский и русский поэт Алексей Ивантер. Кричевского не было, за него получил награду представитель, а Спарбер и Ивантер в ответном слове прочитали по своему стихотворению.

В завершение мероприятия со сцены поздравила лауреатов начальник отдела по связям с общественностью Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Анфиса Храмова: «Сегодня мы всех с самого утра поздравляем с днём рождения Александра Сергеевича Пушкина, ставшего одним из выдающихся основоположников великого русского языка, поэта, который великим считался ещё при жизни, а после своей скорой смерти превратился в трагического героя и гения литературы. Он прожил всего 37 лет, но какая это была невероятная жизнь: он кутил, он хулиганил, он дружил с императором, успевал проигрывать огромные суммы и даже свои рукописи, но всё же успевал в первую очередь творить. Сегодняшние лауреаты – прекрасны, и их можно назвать достойными продолжателями великого дела поэта».

Дмитрий Иванов

На фото слева направо: ведущий церемонии Евгений Сулес; поэт Александр Спарбер; президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук; главный редактор журнала «Москва» Владислав Артёмов; поэт Алексей Ивантер; бард Сергей Никитин; поэт Константин Кедров; основатель Института русского языка им. Пушкина Виталий Костомаров


На новый лад

Организация, учредившая нынешнюю Пушкинскую премию, – Российский союз писателей – новый участник современного литературного процесса. Как сообщает информационный буклет, этот союз не наследует ничего от Союза писателей СССР, а был учреждён в XXI веке на базе литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру, которые насчитывают уже более миллиона авторов. В принципе это логично, что в современном мире появляются какие-то новые формы электронных публикаций. Что есть современная литература и сколько у неё может быть авторов? Вопрос дискуссионный, здесь много моментов для обсуждения. Тем не менее нельзя не замечать, как «Фейсбук» шагает по стране, а с ним вместе «Инстаграм». Приятно осознавать, что среди этого электронного мира есть и что-то отечественное, вроде социальной сети Вконтакте или Стихов.ру. Насколько это изменит будущее, перейдут ли все писатели в интернет? А может быть, они уже там? Эти и другие вопросы я начал задавать себе, планируя посещение на первый взгляд вполне классического мероприятия – вручения Пушкинской премии – проводимого самым современным писательским союзом, когда прислали электронный билет, по которому место в зрительном зале нужно регистрировать на стойках регистрации, словно в аэропорту перед посадкой в самолёт.


Тэги: Вручение Российский союз писателей
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Я не за войну, я за Россию...

    20.06.2025
  • Прошлой ночью позвал меня сын

    20.06.2025
  • ЛГ- рейтинг

    20.06.2025
  • Катилась торба

    20.06.2025
  • Сокровищница нашей памяти

    19.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS