Нижегородская сюита. Мотивы родной земли в собрании Михаила Сеславинского. Альбом-каталог. – Н. Новгород: Бегемот НН, 2022. – 432 с. – 500 экз.
В начале лета мне посчастливилось присутствовать на презентации альбома-каталога «Нижегородская сюита» на фестивале «Красная площадь». Несмотря на то что времени на представление книги было совсем немного (можно ли за несколько минут в полной мере раскрыть всю глубину содержания более чем 400-страничного издания?), Михаилу Сеславинскому удалось не просто рассказать об альбоме, но и затронуть самые потаённые струны души, подняв сокровенные для каждого человека темы: родины и памяти. Всех собравшихся в тот день и час в шатре «Регионы России» ожидало погружение в тёплую и уютную, по-настоящему семейную атмосферу. Просто и доброжелательно составитель альбома делился личными впечатлениями и воспоминаниями о городе (нынешнем Нижнем Новгороде), в котором родился и жил. Он словно пригласил всех присутствующих в свой дом, в своё прошлое, в свои детские и юношеские годы. Огромное влияние на формирование интересов и художественных предпочтений исследователя книжной культуры, библиофила Михаила Сеславинского оказал его отец, вокруг которого «была интеллигентная публика, интересующаяся литературой и искусством».
Так, в обширном «лирическом вступлении с картинками и экскурсами» «Дзержинск – Горький – Нижний Новгород – Москва», которым открывается альбом, приведены воспоминания о знакомстве с творчеством Александра Вертинского: «У нас дома была пластинка, которую я заслушал до дыр. И до сих пор очень люблю творчество Вертинского как яркий символ эпохи декаданса и ушедшего Серебряного века». Такие автобиографические подробности тесно вплетены в текстовую канву альбома. Автор открыто и искренне делится самым сокровенным, благодаря чему альбом воспринимается не просто как собрание документов, но как история конкретной семьи, рассказанная её очевидцем и участником, и на первом плане в этой истории – личное, человеческое: «Несмотря на все невзгоды моей эпохи – полупустые полки магазинов и поездки в Москву за продуктами, дворовую шпану и страшную подростковую преступность, многолетние очереди на квартиры и множественные коммуналки, многие другие проблемы, вспоминаю детство и отрочество в Дзержинске как светлый и радостный период».
Знакомство с альбомом оставляет ощущение прикосновения к чему-то по-настоящему ценному. Михаил Сеславинский не просто воспроизводит факты прошлого, а погружает в историю нашей страны, отдельного города и конкретной, реально существующей семьи.
Композиционно альбом состоит из пяти разделов. В первом – представлены автографы писателей, жизнь которых связана с Нижегородским краем: Леонида Андреева, Аркадия Гайдара, Максима Горького, Бориса Корнилова, Анатолия Мариенгофа, Владимира Короленко, Павла Мельникова-Печерского, Бориса Садовского, Эдуарда Лимонова. Михаил Сеславинский пишет:
«Мы постарались сформировать репрезентативную подборку автографов с некоторыми вольностями, включив в неё даже инскрипты и любительские рисунки Эдуарда Лимонова, жизнь которого зародилась у нас в области. Тем самым демонстрируя, что история литературы находится перед нашими глазами на расстоянии вытянутой руки, а настоящее быстро становится прошлым.
В качестве небольших экскурсов вниманию читателей предлагаются интересные инскрипты, ассоциированные с героями данного раздела, но принадлежащие перу других литераторов».
Так, например, в альбоме представлена рукопись эпиграммы Саши Чёрного, впервые опубликованной в парижской «Русской газете» в 1924 году:
Горький
Пролетарский буревестник,
Укатив от людоеда,
Издаёт в Берлине вестник
С краткой вывеской «Беседа».
Анекдотцы, бормотанье –
(Буревестник, знать, зачах!) –
И лояльное молчанье
О советских палачах…
1924. А. Чёрный.
«Драматизм публикации в том, – читаем далее, – что ранее отношения Горького и С. Чёрного были доброжелательными – писатели встречались и переписывались. В 1912 году Горький писал в письме М.М. Коцюбинскому о визите на Капри группы художников и литераторов из России: был и «Саша Чёрный, оказавшийся очень скромным, милым и умным человеком». После событий 1917-го, когда Горький оказался в лагере большевиков, отношение к нему Саши Чёрного стало резко отрицательным, несмотря на отъезд Горького из советской России в 1921-м из-за разногласий с новой властью».
Что касается издания «Беседа», в альбоме поясняется: «Стараниями Горького журнал занимал умеренно-академическую позицию, но всё-таки не был пропущен в советскую Россию».
Второй раздел «Нижегородской сюиты» посвящён художникам русской эмиграции: Льву Заку, Константину Кузнецову, Ивану Лебедеву.
Лев (Лео) Зак создавал литографии и иллюстрации к литературным произведениям, в частности к пушкинскому «Пиру во время чумы».
«Русалку» и «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина иллюстрировал Константин Кузнецов, однако эти работы так и не были изданы, они хранятся в архиве. Известность Кузнецову принесла иллюстрированная им книга Н.В. Гоголя «Вий» («Viy»), 1930 г.
Представлено в альбоме и творчество Ивана (Жана) Лебедева: «Художник создал несколько сот экслибрисов, около двух тысяч станковых рисунков и трёх тысяч гравюр: виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты (в том числе Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.А. Блока, М. Горького).
Все трое художников – уроженцы Нижегородского края.
В третьем разделе читатель обнаружит шедевры графики Алексея Арцыбушева, Александра Ведерникова, Георгия Верейского, Виктора Дени, Елизаветы Кругликовой, Татьяны Мавриной, Андрея Ухтомского,Ивана Мартоса, Михаила Маторина, Ивана Павлова, Елены Староверовой. «Представляемая подборка графических работ весьма эклектична, но, во-первых, будет многим интересна, и, во-вторых, характеризует образ собирателя и его коллекции», – поясняется во вступлении к этому разделу.
Большой интерес вызывает четвёртый раздел, в котором представлены редкие тематические издания. Формирование «нижегородской полки» в домашней библиотеке Михаила Сеславинского, начатое его дедушкой и папой, было продолжено им самим. «В антикварно-букинистических магазинах, личных библиотеках коллег по библиофильскому цеху, при просмотре каталогов аукционных торгов сердце вздрагивало при виде книг, вызывающих ассоциацию с родным краем». В этом разделе – «Описание Нижегородской ярмарки» А.Н. Зубова, «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа нижегородского купца Козьмы Минина» Н.С. Ильинского, единственный отдельно изданный труд математика Николая Лобачевского по алгебре (1834); «Записки о Московии разных авторов...» (1600) и др.
Пятый раздел озаглавлен «Болдинская бессонница» и посвящён изданиям произведений А.С. Пушкина, созданных им в своём родовом имении в 1830–1834 гг., а также альманахам и журналам его эпохи. Особое чувство вызывает тот факт, что именно такими их видел сам поэт.
Среди представленных изданий, к примеру, «Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод, составляемый из литературных и научных трудов…» книгопродавца Александра Смирдина. По его замыслу, издание должно было «стать органом объединения всех русских писателей, независимо от убеждений». На страницах «Библиотеки для чтения» публиковались произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Д.В. Давыдова и многих других.
Альбом будет интересен не только нижегородцам,
но и всем ценителям книг
Альбом «Нижегородская сюита» был задуман как каталог выставки, организованной в Нижнем Новгороде в период проведения Всероссийского библиотечного конгресса, но стал самостоятельным издательским проектом. Он, без сомнения, будет интересен не только нижегородцам, но и всем ценителям редких книг. Ведь, несмотря на всеобщую цифровизацию и компьютеризацию, всегда будут те, кому важно вновь и вновь перелистывать страницы, вслушиваясь в их тихий шелест.
Юлия Скрылёва