Драконы, вырезанные из камня, равнодушно взирали на людей, снующих, подобно муравьям, у оснований огромных колонн храма Конфуция. Они были похожи на спящих чудищ из восточных сказок. Проспав несколько тысяч лет, однажды они проснутся. Во всяком случае, в сказках это происходит непременно. Сейчас, однако, глаза каменных драконов были плотно закрыты. Время просыпаться для них ещё не настало.
Мы шли по отшлифованным миллионами подошв каменным плитам, ведущим к храму Конфуция. По обеим сторонам аллеи стояли, приветствуя нас, парни и девушки в оранжевых футболках. Каждый из них держал в руках листки с изречениями Конфуция.
Высоко в небо возносились кроны столетних туй. И колонны с драконами, и каменные львы у ворот, и громадные туи, и древний храм Конфуция настраивали мысли на философский лад. Ничто не вечно под луной, но и ничего не меняется в этом мире. Доносится ли шарканье наших подошв до слуха спящих драконов? Может быть, ответ на этот вопрос знал Конфуций, но его нет среди нас уже две с половиной тысячи лет.
Официальный визит делегации Совета Федерации во главе с
С.М. Мироновым был посвящён знакомству с ходом олимпийского строительства в Китае, однако начался он с посещения родины Конфуция, и это было отнюдь не случайно. В России всегда знали и любили Конфуция. Лев Толстой, например, глубоко изучал его учение и во многом следовал наставлениям философа в своей жизни. «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей».
Срединная империя, или Поднебесная, всегда занимала в истории человеческой цивилизации особое место. В ней были свой уклад жизни, своя иерархия ценностей, свои литература и искусство. Китайцы были уверены, что живут в середине мира, точнее, в его центре, и другие миры их интересовали меньше, чем собственный. Особый путь Китая, о котором сейчас все говорят, это и есть выражение менталитета человека, не подстраивающегося под других. Он по-особому возделывает поле, сражается с врагом, пишет картину и даже ест.
И Олимпиаду он тоже проведёт по-особому.
Начнётся пекинская Олимпиада восьмого числа восьмого месяца восьмого года третьего тысячелетия в восемь часов вечера. Надо ли говорить, что число «восемь» для китайцев считается счастливым?
Стадион «Птичье гнездо», на котором пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, станет едва ли не самым красивым и самым необычным спортивным сооружением мира. Арена, выполненная по проекту швейцарских архитекторов, своими ажурными конструкциями действительно напоминает птичье гнездо. Оно вмещает 90 тысяч зрителей и может выдержать землетрясение до восьми баллов по шкале Рихтера.
Другая гордость китайцев – дворец водных видов спорта под названием «Водный куб». Он состоит из трёх тысяч не связанных друг с другом резиновых подушек, наполненных воздухом. Подсвеченный изнутри, «Водный куб» кажется гигантским аквариумом, наполненным голубыми пузырями. Глубина плавательного бассейна в нём 13 метров, что позволяет сделать температуру воды оптимальной для спортсменов. Внешняя оболочка здания днём поглощает солнечное тепло, а вечером отдаёт его внутрь, что вполовину снижает расход энергии на поддержание нужной температуры воды в бассейне.
Однако и без олимпийских объектов Пекин и другие города Китая кажутся огромными строительными площадками. Стрелы башенных кранов протыкают серое небо, нависшее над самой землёй. На обочинах дорог рабочие с традиционными вёдрами на коромыслах. Сонмы велосипедистов, легко обгоняющих дорогие иномарки, стоящие в «пробках», вполне сопоставимых с московскими. Небоскрёбы один выше другого.
Это современный Китай, но и тот, прежний, живший по заветам Конфуция.
Знакомясь в Циндао с великолепным парусным центром, в котором пройдёт олимпийская регата, члены российской делегации расспрашивали хозяев о требованиях, предъявляемых МОК к портам, принимающим регату.
Нынешний визит председателя Совета Федерации в Китай преследовал несколько целей. Во-первых, он продемонстрировал всему миру поддержку руководством России Олимпиады в Пекине. Во-вторых, Россия показала, что она намерена внимательно изучить китайский опыт не только в связи с проведением зимних Олимпийских игр в Сочи, но и с более дальним прицелом.
Сергей Миронов неоднократно повторял, что при любых политических изменениях в России обязательно сохранится преемственность в стратегическом сотрудничестве наших стран. И Россия, и Китай выступают за многополярный мир, и развитие отношений с Китаем способствует укреплению этого мира. На переговорах всех уровней особо подчёркивалась роль межрегионального сотрудничества.
К слову, товарооборот России с Китаем в этом году достиг уже 30 млрд. долларов, а к концу года составит 40 млрд. долларов. По прогнозам специалистов, в 2010 году его предполагается довести до 60 млрд. долларов.
На Олимпийской хартии, как мне кажется, можно было бы начертать ещё одно изречение Конфуция: «Суть стрельбы из лука состоит не в том, чтобы пробить мишень, ибо люди обладают разной силой. В этом заключается путь древних».
Вероятно, в этом же состоит и путь потомков.
Символами пекинской Олимпиады выбраны пять талисманов: панда, карп, тибетская антилопа, ласточка и олимпийский огонь. Называются они Бэй Бэй, Цзин Цзин, Хуань Хуань, Ин Ин и Ни Ни. Вместе имена складываются в приветствие «Бэйцзин хуаньин ни» – «Пекин приветствует вас».
Если бы драконы, вырезанные на колоннах храма Конфуция, не спали, их тоже можно было бы включить в число талисманов пекинской Олимпиады. По китайским поверьям, драконы являются повелителями водной стихии, приносящими благодатные дожди.
Всю поездку по Китаю нас сопровождал дождь. Он лил в Циндао и моросил в Пекине. Не было дождя лишь в Цюйфу, на родине Конфуция.
Значит, так было угодно драконам.
Олимпийские игры в Китае станут самыми дорогостоящими в истории олимпийского движения, уже сейчас объём инвестиций на их подготовку превысил 18 млрд. долларов.
Не исключено, что они станут и самыми запоминающимися для тех, кто приедет сюда через год. Почему? Потому что у Китая всегда был особый путь. И занимаясь сиюминутными делами, китайцы думают о вечности.
Стоя на берегу реки, Конфуций в своё время сказал: «Всё уходящее, как эти воды, не прекращает своего движения день и ночь».
, ПЕКИН–МОСКВА