Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Драма на охоте», или «драма» А.П. Чехова?

01 января 2007

ВЕРСИИ

Звенигород. Купеческий дом, XIX векМожет быть, не все читатели знают роман А.П. Чехова «Драма на охоте», но, безусловно, многие смотрели кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь», поставленный по этому произведению, и слышали великолепный вальс Евгения Доги из этого кинофильма. Чем же нас привлекло это произведение? Изучая пребывание писателя в Звенигороде, мы обратили внимание на фразу в книге Л. Малюгина, И. Гитович «Чехов»:
«В середине лета Чехов перебрался в Звенигород – доктор Успенский попросил заменить его на время отпуска… Днём он принимал больных, а вечерами – лето стояло дождливое – писал роман «Драма на охоте».

 Роман «Драма на охоте» начал печататься впервые в газете «Новости дня» с 4 августа 1884 года. По воспоминаниям современников, Чехов запродал его «оптом», то есть он был почти полностью закончен к моменту публикации. Таким образом, Чехов с середины июля до конца месяца находился в Звенигороде и действительно мог здесь дописывать роман, править его для печати, хотя в воспоминаниях Михаила Чехова нет связи этого произведения со Звенигородом.

Вообще, судьба этого романа необычна. Опубликовав его в газете, Чехов никогда к нему не возвращался. Разные суждения были по поводу «Драмы на охоте», вплоть до того, что это пародия на авантюрно-приключенческие и уголовные романы – переводные и отечественные, в частности, на роман Эмиля Габорио «Господин Лекок». И хотя Антон Павлович никогда не высказывался по поводу этого произведения, он о нём не забывал. В письме к Липскерову в январе 1888 года Чехов вспоминает о том, что печатал на страницах его газеты свой роман.

В конце 1885 года Чехов едет в Петербург, где знакомится с Сувориным, а в январе 1886 года в письме к брату Александру пишет следующее: «…Не употребляй в рассказах фамилий и имён своих знакомых.

Это некрасиво: фамильярно, да и тогда знакомые теряют уважение к печатному слову». А ровно через год в письме от 17 января 1887 года к тому же брату Александру он пишет:
«…Видал Сувориху? На праздниках у меня был с визитом муж её сестры. Поневоле пришлось отдать визит и познакомиться с её сестрой и маменькой». В примечаниях к письмам говорится, что речь идёт о В. Мамышеве, судебном следователе в Звенигороде. На протяжении 1888, 1889 и 1890 годов в письмах Чехов упоминает это имя. Действительно, в «Памятной книжке Московской губернии за 1890 год» упоминается В. Мамышев как судебный следователь. В это время, судя по письму Чехова Суворину от 20 февраля 1890 года, Мамышев живёт в Волоколамске. В 1895 году Мамышев в Верейском уезде – член окружного суда.

Чем же нас привлёк этот человек? Судите сами. Совершенно незнакомый человек приезжает к Антону Павловичу, и тот не только принимает его, но и вынужден нанести ответный визит, вероятно, в Звенигород, где Мамышев в это время живёт и работает. К сожалению, сведения о нём довольно скудные. Мамышев Василий Семёнович родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Будучи студентом 1-го курса юридического факультета Санкт-Петербургского университета, принимал участие в студенческих волнениях и 2 октября 1861 года был заключён в Петропавловскую крепость. По высочайшему повелению 4 декабря того же года прощён после строгого внушения с обязательством принять матрикул или возвратиться на родину. Освобождён из крепости 7 декабря 1861 года. Впоследствии работал мировым судьёй в Тверской губернии, а в 1887–1889 гг. – судебным следователем в Звенигороде, о чём мы уже сказали выше.

В чём же суть? Всё очень просто: «Драма на охоте» имеет подзаголовок: «Из записок судебного следователя», коим и является Камышев. В конце 1885 года А.П. Чехов едет в Санкт-Петербург, знакомится с Сувориным, и выясняется невероятное: у Суворина есть реальный родственник Мамышев. Тогда становится понятным и дальнейшее поведение Чехова – никаких рассуждений о «Драме на охоте», никаких комментариев, никаких воспоминаний. Становится понятным и его письмо к брату от января 1886 года, которое мы упоминали выше. Через год он принимает внезапно приехавшего к нему совершенно незнакомого Мамышева и некоторое время поддерживает с ним связь. Всё это мог бы подтвердить или опровергнуть только сам Антон Павлович, но – увы! Однажды, правда, он не выдерживает и, вопреки всем комментаторам, впоследствии писавшим, что Чехов никогда не вспоминал «Драму на охоте», в письме к Суворину от 28 октября 1889 года пишет: «…Был у меня В.С. Мамышев, звенигородский Лекок. Он сильно похудел, постарел и как-то согнулся». А теперь вспомните письмо графа Карнеева к судебному следователю Камышеву из самого романа: «Милый мой Лекок! Если ты ещё жив, здравствуешь и ещё не забыл своего всепьянейшего друга, то, ни минуты не медля, облекайся в свои одежды и мчись ко мне». Ведь герой произведений Габорио – Лекок – был вначале связан с уголовным миром, а затем стал полицейским сыщиком. О Мамышеве Антон Павлович, вероятно, знал, что тот сидел в крепости, а затем стал юристом.

Нам кажется, что подобная версия даёт хоть какое-то объяснение отношению писателя к этому своему произведению.

Юрий СМИРНОВ

Зинаида СМИРНОВА 

Обсудить в группе Telegram

Юрий Смирнов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS