Детская школа искусств имени М.А. Балакирева известна и пользуется популярностью. Школа занимает важное место в системе детского художественно-творческого образования России. Уже более 40 лет открыты её двери. «Вы талантливы? Пожалуйста, приходите…» «Вы не талантливы? Не спешите с выводами…» Так рассказывали мне о своей позиции преподаватели этой школы. Её учащиеся и выпускники называют себя «балакиревцами», а директор школы – Людмила Николаевна Комарова – победитель Московского конкурса «Менеджер года». С ней я и встретилась…
– Так как же воспитывать в ребёнке это важнейшее в нашей «экономически развитой стране» чувство прекрасного? Какой нужен катализатор для того, чтобы творческие способности проявились?
– При поступлении в нашу школу ребёнок и его родители имеют замечательную возможность – выбор наиболее подходящего, понравившегося ребёнку вида художественного творчества по восемнадцати развиваемым в школе видам искусств. Хореография, инструментальное исполнительство и музицирование, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусства, фольклор, театр – вот далеко не полный перечень предложений. Чтобы помочь сделать удачный выбор, коллектив школы проводит День открытых дверей, чтобы все желающие могли познакомиться с тем или иным видом творчества. Важно помнить, что при формальном обучении ребёнка можно «засушить». Если на занятии – сотворение и сотворчество как его высшая форма, а не «долбление по клавишам», тогда да, ребёнок будет развиваться, и более того, будет развиваться и учитель.
– Что важно в вашей школе и что она даёт ребёнку?
– Думаю, в первую очередь, формирует привычку самостоятельно и творчески думать и действовать. Проблема в том, что не только наша школа влияет на становление личности ребёнка. Сегодня потребности детей в огромной степени формируют средства массовой информации, а правильнее сказать – дезинформации. С самого раннего возраста ребёнка окружают мощные потоки информации, к сожалению, не только искажающие реальность, но и практически заменяющие её, и зачастую в наихудших вариантах формирующие самые низменные потребности. Например, привязанность молодёжи к пиву тотально сформирована. А ведь каждый ребёнок, словно чистый лист, рождается с внутренней тягой к красоте. И она приходит с милым маминым лицом, маминым голосом, маминой первой сказкой: «Жили-были… В тридевятом царстве…». А дальше, когда он подрастает, его ждут расставленные взрослыми ловушки. Общая задача нынче – уберечь, защитить ребёнка.
– Так как же «уберечь» и «защитить»?
– Когда я росла, было необыкновенно интересно слушать радиопередачи. Была передача «Радио-няня», радиосказочники, которые рассказывали не только сказочные истории, но и могли преподавать науку в интересной форме. Я помню «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). Чудесные передачи были. А какие газеты… «Литературка» прочитывалась от первой до последней страницы, её авторов знала и уважала вся страна. Сегодня же её трудно найти в киосках, зато «глянца»!.. Вот потому я и говорю о формировании творческих, культуроморфогенных потребностей. И в этом – наша основная забота.
– Интересно, а какие мультики или телепередачи вы позволили бы смотреть вашим детям?
– Наши старые советские мультики. Они – о настоящем, они живые, тёплые, они о доброте и любви. Почти любой – непреходящая классика. А современное ТВ?..
– А, кстати, ваша школа платная?
– Обучение, как и во всех остальных учреждениях художественного образования города Москвы, составляет двести рублей в месяц. Не так давно мы проводили анкетирование родителей, и они определили, что подобная оплата совсем не обременительна для семейного бюджета. Более того, Департамент культуры ввёл специальные льготы для малообеспеченных горожан (одинокие матери, многодетные семьи). Тенденция такова, что финансирование школ, подобных нашей, в Москве постоянно совершенствуется. Надеюсь, в ближайшем будущем станет возможным бесплатное обучение.
Интересный момент: когда к нам приезжала делегация Комитета по культуре и образованию парламента Ирландии, ирландцы были поражены. Они говорили, что им не хватит и пятидесяти лет, чтобы достичь современного уровня России в области художественного образования. Это к вопросу о том, кто на кого должен равняться и под кого подстраиваться. У нас многие пытаются «пристроиться» к западному фарватеру, не понимая, что в большинстве случаев это означает «поступательное движение назад». Кто в настоящее время учится в Московской консерватории? Китайцы, корейцы… Они оценили уровень образования, которое получают у наших специалистов, они приобщаются к уникальной художественной традиции. А потом? Они что, пойдут преподавать в наши школы, наши музыкальные училища? Нет, это мы поедем в Корею или Китай. И там будем учиться уже у них.
Я уверена, что нашим общеобразовательным школам необходимо пересматривать подход к гуманитарному образованию. Нужно развивать у детей способность мыслить не по схемам и стандартам. Без умения творчески воспринимать действительность не получится ни хороший математик, ни экономист, ни юрист. М. Фрадков не зря играл когда-то на баяне…
– Почему символом школы стало имя М.А. Балакирева?
– Это очень верный символ. Гениальный общественный деятель, учитель, творец, подвижник. Никто не может гордиться таким числом гениальных учеников: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Глазунов, Стравинский, Свиридов. Балакирев впервые в мире создал в России бесплатную музыкальную школу для широких слоёв населения. Весь его жизненный путь – посвящение себя русской музыке, народной традиции, отечественной культуре.
– А дети приходят разные? И какого возраста?
– На подготовительное отделение школы приём проводится с четырёхлетнего возраста. В основном это дети из интеллигентных семей или из семей, где с детства культивируется духовное развитие ребёнка. Хотя, бывает, и на стенах рисуют. Вот недавно иду по лестнице, смотрю – на стенке цветная пятерня красуется. Значит, шёл с урока рисования. Такой своеобразный всплеск творческой натуры.
– Скажите, а сегодняшние дети сильно отличаются от ребят, которые были лет десять назад?
– Лично у меня такое ощущение, что сегодняшние дети во многом опережают нас, преподавателей. Мне даже приходится организовывать курсы обучения наших сотрудников современным информационным технологиям, чтобы учитель мог идти вровень с учениками или хотя бы не сильно отставал. Современные дети схватывают всё на лету.