Цикл диалогов Михаила Задорнова на страницах «ЛГ» продолжает его беседа с Валерием Дёминым – известным омским писателем, исследователем и общественным деятелем, автором научно-популярного труда «От ариев к русичам», выдержавшего к настоящему времени уже пять изданий.
Михаил ЗАДОРНОВ:
– Когда я был маленький и видел огромную Россию на карте, мне казалось, что все остальные страны как будто отпочковались от неё. Сегодня вы доказываете это на основе фактов. Я начну с вопроса довольно провокационного. Как по-вашему, сколько тысячелетий существует славянский народ? Не прошу называть точную цифру. Хотя бы приблизительно.
Валерий ДЁМИН:
– Ваш вопрос не провокационный. Действительно, это не какие-нибудь там полтора-два тысячелетия, история славянства началась десятки тысяч лет назад. Как минимум в том виде, в каком мы представляем себе историю «белой» расы. Дело в том, что деления белых людей на славян и прочих не существовало. Это привнесённое деление. В этой связи интересно происхождение названия Россия. Откуда оно взялось? Когда читаешь, что от какой-то маленькой речки Роси, то это по меньшей мере смешно. Как может маленькая речка повлиять на название гигантской страны? Если говорить о далёком прошлом, то тогда все белые люди жили родами на определённой территории, и рода эти назывались родами асов. Род асов, страна асов, Расения. В более позднем варианте – Россия.
– Рассея, а уж потом Россия.
– Да, конечно. Рассея – это уже упрощённо, а после Петра пошла Россия. Пётр коверкал всё и даже летоисчисление заменил. 7208 году приказал стать 1700 годом от Рождества Христова.
– Сейчас мало кто в России, кроме людей, очень интересующихся этой темой, знает, что до Петра летоисчисление было другим. Во времена Алексея Михайловича наша история уже насчитывала более семи тысяч лет. Всё это время государство существовало по законам славян, как вы пишете. То есть по родовым законам.
– Что касается того старого славянского летоисчисления, то оно возникло после всемирной катастрофы, в тот период, когда славяне конфликтовали с предками нынешних китайцев – аримами. Если мы посмотрим на карту, в изгибе реки Хуанхэ находится область, называемая Ордас, за неё наши предки воевали с аримами. А когда отвоевали, то «сотворили мир» в Год звёздного храма. Есть такой год в славянском календаре. С этого года и повелось летоисчисление.
– Итак, большая часть нынешней России, главным образом Сибирь, была заселена родами славянского народа. Позже отсюда же выделятся и скифы, и сарматы, и хазары, и печенеги, и т.д. Всё это теперь предано забвению. Ваше мнение: это произошло с чьей-то подачи, специально было сделано?
– Я считаю, что специально. В XIX веке в Европе была разработана теория индоевропейской общности, которой никогда не существовало в действительности. На самом деле была славяно-арийская общность, давшая впоследствии все остальные ответвления, в том числе и индусов. Кстати сказать, санскрит имеет много общего с современным русским языком. Если бы наши официальные лингвисты внимательнее работали над исследованием обоих этих языков, они бы увидели, что в основу их положен единый древнеславянский язык.
– Я подчеркну, не старославянский, а именно древнеславянский. Старославянский – новообразование Кирилла и Мефодия, а древнеславянский – тот, что древнее древнерусского.
– Этот древнеславянский язык имел несколько письменностей. Руническая письменность, «черты и резы» и линейная глаголица из 49 букв, за каждой из которых стоял свой образ. Часть из этих букв потом была убрана. И мы сейчас практически пользуемся образностью только технического периода цивилизации. Наше сознание, так сказать, скукожилось до уровня практического применения чего-либо. А то, что касалось природы и мироздания, взаимопроникновений, влияний, трансформации, всё это из нашего языка ушло. Мы даже этих вещей себе не представляем. Например, слово «мир». Мир с той буквы, с которой мы пишем, это всего лишь состояние вне войны. Но буква «и» писалась когда-то как «i» – с одной и даже с двумя точками. Если подставлять эти буквы в слова, то совершенно меняется значение. Каждая буква придавала совершенно другой образ слову, хотя звучание вроде бы оставалось прежним.
– Кстати, «Война и мир» при жизни Толстого писалось через «i», которое мы сейчас почему-то воспринимаем как латиницу. Чем больше пытаются обкорнать азбуку, тем больше она превращается просто в бездушный алфавит.
Я беседую сейчас со многими академически образованными людьми, они мне говорят, что арии пришли из Малой Азии. Вы хоть одно подтверждение этому знаете? Вы видели кости ариев, следы их стоянок в Малой Азии? Нет. Это предположение появилось два века назад, а ныне возведено в учёную степень. Люди становятся академиками лишь за то, что они придерживаются этой точки зрения. А вот вы, Валерий Михайлович, можете привести какие-то доказательства того, что культура ариев существовала именно на территории Руси?
– Таких доказательств хоть отбавляй. Взять, к примеру, египетские пирамиды. Ими все интересуются, пытаются что-то раскапывать. Между тем в России буквально до недавнего времени ничего подобного никто не искал. Хотя пирамиды существуют и здесь, у нас. Так, на Кольском полуострове в прошлом году были обнаружены две подземные пирамиды. Надо продолжать исследовать их. Но уже ясно, что этим пирамидам по меньшей мере 10 тысяч лет. Есть ведь и другие. Например, на Дальнем Востоке, в районе Находки, обнаружены остатки гигантской пирамиды. Полагаю, в высоту она достигала несколько сотен метров.
– Она разрушена. Оттуда брали руду.
– Если бы наши учёные серьёзно относились к своему призванию, они бы нашли там ещё очень много интересного. Пирамиды есть и в Красноярском крае, и в Магаданской области. Их в России предостаточно. И строились они в более раннее время, чем египетские.
– И в Крыму не так давно найдены пирамиды.
– Их воздвигали с определённой целью. Когда шла борьба Атлани с другими государствами (правильно Атлань, а Атлантида – это уже на западный манер), её жители строили свои храмы, при помощи которых пытались управлять народами в тех странах, куда приходили. Но случилось так, что наши далёкие предки примерно 40 тысяч лет назад начали оказывать этим народам помощь. Строительством пирамид они изменяли энергетику храмов Атлани. В результате происходило переосмысление людьми того, что им навязывалось, и они возвращались к своему привычному образу жизни. Итак, пирамиды имели совершенно определённую цель – они обеспечивали защиту от внешних излучений, от внешних влияний. Сейчас люди осторожно относятся к тому, что на нашу планету прилетали когда-то посланцы других миров. Однако со временем всё откроется. Когда по-настоящему исследуют Луну и познакомятся с теми, кто там есть, может быть, умы просветлятся окончательно. Ведь существуют и другие, давным-давно обжитые миры в нашей вселенной, поддерживающие между собой связь. Видимо, время ещё не пришло всем это понять.
– Пирамиды – это всё-таки культовое строительство. Но ведь существовала и вполне обыденная жизнь. Я был на раскопках Аркаима, а рядом с ним древнейший город Синтаста. Там люди обитали в удобных жилищах, выплавлялась бронза. Значит, в глубочайшей древности существовали целые города – центры цивилизации.
– Конечно, существовали. Вот я в Омской области живу. У нас в Чебатаково откопали город, который по славянской традиции называется Виндагар. Там тоже было металлургическое производство. Воздуховоды плавильных печей такие же, как в Аркаиме.
– Тоже более трёх тысяч лет до нашей эры?
– Нет, эти печи были устроены несколько позднее. Но около трёх тысяч лет им, пожалуй, есть. То, что там делалось, это вообще выдающееся открытие в области металлургии. Там, например, получали сплавы из титаносодержащих пород, есть такие породы в Омской области. Металл выходил достаточно лёгкий и в то же время достаточно прочный.
– Булатная сталь.
– Именно. Когда войско, облачённое в доспехи из такого металла, выстраивалось под лучами солнца, то от него начинало исходить сияние. У противника складывалось впечатление, что это божественное воинство спустилось с небес. Только от одного его вида враги разбегались. Другой подобный центр металлургии находился на территории современного Кемерово. На Алтае было несколько таких центров. Знание этих и подобных вещей позволило Василию Марковичу Флоринскому, основателю Томского государственного университета, заявить о том, что та культура, которую мы в настоящее время наблюдаем на Западе, издревле существовала в Сибири. Флоринского не ценят наши современные учёные – за то, что ещё в конце XIX века он поставил задачу пересмотра официальной доктрины исторического знания. Но до сих пор, как видите, ничего в этом плане не сделано.
– Более того, я думаю, что мы постепенно всё глубже погружаемся в болото навязываемой нам истории. Отрицается всё, что касается природоведического мироощущения славян. Всё, что связано с подвигами нашего народа. Такая ситуация складывалась в течение многих веков. Многие люди в западных странах убеждены, что фашистов разгромили американцы. Даже в Японии некоторые так думают. А в Америке некоторые не знают даже, что наша страна участвовала во Второй мировой войне. В общем, лет через пятьдесят, если так будет и дальше продолжаться, о том, что Советский Союз воевал, мир знать уже не будет. Современный мир подчинён идеалу торговцев. А Россия всегда отстаивала интересы доблести, чести. Но многим на Западе кажется, что честь и достоинство не должны существовать, они мешают торговле, их надо уничтожать на корню. Согласно такой логике не Голиаф, а Давид становится героем. Троянец Гектор, защищавший свою Родину, представляется неумелым воином. Потому что и Гектор, и Голиаф – это образы людей, живших родом, честью, достоинством. К сожалению, правда часто уступает лжи. Чтобы снова восторжествовала правда, нам нужно восстановить наше прошлое.
– Что касается греков под Троей, то здесь сыграло роль их громадное численное превосходство. Но, естественно, и подлость, и хитрость, которые они применили. Славянам заповеди вышних богов запрещают обманывать, лицемерить и т.д. Поэтому славяне всегда, если случались войны, в открытую шли на сражение. Даже более того, чтобы вызвать противника на бой, сообщали ему: «Иду на вы». Этот обычай сохранялся ещё во времена Святослава. А с вражеской стороны хитрили постоянно. Поэтому нашим поражениям удивляться не нужно. Нужно вернуть честь и достоинство, вернуть славянское миропонимание.
– А для этого, во-первых, необходимо узнать правду о своей истории и во-вторых, осознать свои исторические ошибки.
– Понимание нужно очистить. Потому что оно у нас забито ложными представлениями, ложными догматами, ложными установками, которые навязывались нам по тем или иным причинам – и религией, и государством…
– И то и другое сегодня, простите, под торгашами. Идеалы торговли, к сожалению, возобладали и в религии, и обществе.
– Конечно. Должен заметить, что в славянском обществе было всего-навсего три касты: ведуны, правители и защитники, и труженики. Возможен был переход из касты в касту. Ведуном, правителем и защитником можно было стать только благодаря способностям. И труженик тоже разный был – один скотоводством занимался, другой садоводством и так далее. Здесь тоже необходимо было какие-то способности проявить. Плюс трудолюбие. А когда торговец становится на место правителя, рушится стройная система, где всё построено на взаимопонимании, и начинается бардак. Принимаются не правила и порядки, чтобы людям жилось хорошо, а законы, по которым нормальному человеку жить очень и очень сложно.
– На Западе преобладает двухмерное понимание пространства. Образно говоря, с точки зрения туловища. Вот, например, фильм какой-то идёт. На экране за компьютером сидит тинейджер. К нему подходит другой. Сидящий говорит: «И что ты стоишь над моей задницей?» Наш сказал бы: «Ну что ты стоишь над душой?» Какое разное восприятие мира! Когда на Крите появились наши предки, то Кносский дворец был выстроен ими без крепостных стен. Войны в то время не велись. Это уже греки-ахейцы начали воевать повсюду. Тогда-то и появилась первая циклопическая кладка в Микенах. Вообще войну всегда приносит юг, потому что юг предпочитает не создавать, а отнимать и потреблять.
– Да. Михаил Николаевич, я бы ещё хотел коснуться нашего прошлого. Согласно официальной истории, ордынское войско – это некие татары, не имеющие отношения к славянству, враги и всё прочее. Я хочу рассказать, до чего докопался совсем недавно. На территории Сибири, как бы правильно выразиться, державообразующим народом длительное время были кимаки. Это восточнославянский народ. Сейчас если из Новосибирска ехать в Барнаул, то примерно в середине пути находятся три села: Старо-Перуново, Перуново и Ново-Перуново. До сих пор сохранились названия этих сёл, несмотря на то, что и христианизация произошла давно, и при Петре активно разрушались в тех краях старые селения. Инородцев крестили насильно и записывали русскими. Так вот, этих кимаков на Западе называли куманами, а в Киевской Руси – половцами. Киев какой-то период был даже в подчинении у половцев. В это время произошла смычка между восточными и западными славянами. Киевляне относились к западным. Но затем, когда появился враг – тюркские племена, явившиеся с земель нынешней Средней Азии, – основные силы западных половцев были брошены на борьбу с ними. Ослаблением половецкого влияния воспользовался Владимир Мономах, собравший довольно большое войско, около 50 тысяч, и совершивший с ним несколько походов на Дон. В результате часть половцев, остававшихся на Дону, подчинилась Киеву, а другая часть ушла на Кавказ. От них на Кавказе остался реликт – кумыки. Когда же началась христианизация половцев на Дону, перед их восточными сородичами встал вопрос о самоназвании. Жрецами было предложено назвать народ в честь богов-хранителей Такитаров, что покровительствуют территории от Урала и до Забайкалья. Вот откуда пошло название тактары, или татары. Это были славяне. И богом-покровителем воинов у них был Перун. От них происходит одна из ветвей ордынского войска – верхнедонские казаки. Есть и другая ордынская ветвь – черкасы, проживавшие некогда на Северном Кавказе. Их не надо путать с черкесами. У этого народа своя интересная судьба. Когда Александр Македонский набирал войско для похода в Индию, в этом походе приняли участие многие славянские воины из Расении, и сорокатысячное войско возросло до 135 тысяч. После того как война завершилась и соратники Александра разбирали после его смерти страны, они разделили и войско. Василевк, получивший в наследство восточную часть владений Александра, имел в своём распоряжении саков и гетов. Он перевёл их на Кавказ, где жили враждебные грекам скифы. Василевк опасался, что скифы вторгнутся в его державу. Поэтому он поселил на границе саков и гетов, для того чтобы они, славяне, уговорили своих сородичей скифов не воевать. И те выполнили возложенную на них миссию, а затем слились с народом хазар. Когда Хазария была уничтожена Святославом, образовалось 5 племён. Это чиги, геты, русы, асы, косоги. В более позднее время из них возникли черкасы. Это славянский народ. Иван Грозный особенно привечал черкасов, многие из них в то время осели в Москве. Отсюда берёт начало род князей Черкасских. Сейчас про черкасов уже забыли. Они из нашего прошлого вычеркнуты. А кимаки и подавно. Великий и славный народ, а память о нём практически стёрта.
– В то же время ширится круг людей, которые стремятся к тому, чтобы познать то, о чём мы сейчас говорим с вами. Кто-то может ошибаться, кто-то может иметь одну точку зрения, кто-то другую. Но самое главное, что в людях просыпается интерес. Конечно, мы высказываем только свои субъективные точки зрения. Но я вам должен сказать, Валерий Михайлович, что испытываю радость каждый раз, когда встречаюсь с человеком, который не боится размышлять над нашей историей.
Министерство культуры Российской Федерации Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Государственная Третьяковская галерея
Фестиваль «ЧЕРЕШНЕВЫЙ ЛЕС»
представляют выставку «В КРУГУ СЕМЬИ»
Живопись, графика, детский рисунок (до 1 июня 2008 года)
Век семьи долог, как и век человечества. Тема находила своё осмысление в литературе начиная с мифологических, библейских, евангельских сюжетов, отражалась в изобразительном искусстве первых наскальных рисунков, полотен крупнейших мастеров мировой живописи.
Картины Аньоло Бронзино «Святое семейство с Иоанном Крестителем», ок. 1540 года, Асмуса Якоба Карстенса (1754–1798) «Адам и Ева», Даньян-Бувре, Паскаля «Благословение новобрачных», 1880–1881 год, Марка Шагала «Белая лошадь» 1960 года и многих других авторов представляют различные аспекты темы семьи.
Экспозиция начинается с произведений голландских и фламандских мастеров XVII столетия, они одними из первых стали изображать частную жизнь современников. На картинах голландских живописцев Питера де Хоха («Материнские заботы», «Больное дитя») и Габриэла Метсю («Семейный завтрак») предстаёт размеренная жизнь дома, залогом счастья которого является женщина – хозяйка и мать. Картина неизвестного голландского мастера «Бедные родители, богатые дети» посвящена правильному воспитанию детей.
Идеи Жана Жака Руссо, Дени Дидро и других просветителей нашли отражение и во французской живописи того времени. В творчестве Жана-Батиста Грёза, Никола Бернара Леписье, Жана Оноре Фрагонара, Маргерит Жерар, Этьена Обри и Луи-Леопольда Буальи появляются работы, посвящённые семейному быту. Иллюстрацией «добрых нравов» века Просвещения является «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии» (1766) Никола Бернара Леписье. В своей поздней работе «Первая борозда» (1801) Грёз изображает земледельца, передающего плуг сыну в присутствии всей семьи. По словам Руссо, «первым и наиболее почтенным из всех искусств является земледелие», это и попытался показать живописец. Излюбленными мотивами в творчестве Жана Оноре Фрагонара и его ученицы Маргерит Жерар стали изображения трогательных сценок семейной жизни.
Во второй половине XVIII века художников интересовали не только семейная идиллия, но и драматические моменты в жизни семьи. В парных работах «Горестная разлука» Луи-Леопольда Буальи и «Свидание с узником» Анри-Никола ван Горпа отражены реалии эпохи Французской буржуазной революции.
Серия из шести гравюр «Модный брак», написанная Хогартом в 1745 году, стала художественным манифестом нескольких поколений британских художников. Её сюжет – брачный договор: богатый купец выдаёт младшую дочь замуж за сына родовитого, но изрядно поиздержавшегося графа Сквондерфилда (англ. squander – «расточать», «проматывать»). Обе стороны считают брак выгодной сделкой и абсолютно счастливы. «Свободное» поведение молодой четы после свадьбы влечёт за собой болезни супругов и смерть главной героини. Сатирическая графика Хогарта тесно связана с идеями Просвещения.
В России XIX века семейный портрет чаще выполнял функцию, которую теперь заменила фотография, и задача передачи сходства стояла на первом плане. В таком портрете художественность нередко отодвигалась на второй план. Примером могут служить картины Сергея Зарянко «Портрет семьи Турчаниновых», Фёдора Славянского «Семейный портрет». Но лучшие картины Алексея Венецианова не ограничиваются изображением характерных народных типов, национальных костюмов. «Первые шаги» – картина начала 1830-х годов – посвящена важнейшему этапу взросления человека.
«Портрет Д.П. Воейкова с дочерью В.Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорок» принадлежит к работам зрелого периода творчества Василия Тропинина – знаменитого московского мастера «частного» портрета.
А «Семейное счастье» Константина Сомова относится к ряду работ гротесковой манеры.
Тема нашла отражение и в русской живописи передвижников. Например, в картине «Злая свекровь» (1892) В. Максимова гротескные образы художника заставляют вспомнить литературный аналог картины – многочисленные сказочные сюжеты, рассказывающие нам о злой мачехе и падчерице.
В XX веке в мировой живописи семейный портрет становится полем художественного эксперимента и темой для философских размышлений. В картине
А. Тышлера «Материнство» (1932), как и всегда в работах этого художника, неуловимо соединены реальность и фантазии. Образ женщины с ребёнком на фоне обобщённого городского пейзажа тоже становится символом.
Но для смятенных душ художников-космополитов парижской богемы начала XX века такие понятия, как отечество, родной кров, родовое гнездо, домашний очаг, чужды и связаны с презираемым благополучием буржуазной жизни. Картины голубого и розового периодов творчества великого испанского живописца П. Пикассо полны пронзительного и искреннего чувства родства с персонажами – бесприютными, сирыми, убогими – «Семья странствующих комедиантов».
Информационные партнёры фестиваля «Черешневый лес» – газета «Коммерсантъ»,
журнал «Time out Москва»,
радиостанция «Серебряный дождь»,
Первый канал ТВ
Информационные спонсоры ГМИИ им. А.С. Пушкина – «Литературная газета», «Московская правда», интернет-портал «Музеи России»,
журнал «Музей»
Информационная поддержка – газета «Культура»
Генеральный консультант – ФБК