Такое название получил совместный проект Российской государственной библиотеки и Общества любителей древней письменности
том, что Румянцевский музей и его знаменитая библиотека были переведены в Первопрестольную во многом благодаря усилиям попечителя Московского учебного округа генерал-майора Николая Васильевича Исакова, человека, с не меньшей энергией трудившегося во благо Императорского общества любителей древней письменности. У истоков Общества стояли наши выдающиеся соотечественники, отпрыски старинных княжеских родов: Павел Петрович Вяземский, Владимир Фёдорович Одоевский, Александр Иванович Барятинский. Цель общества была сформулирована одним из первых его председателей, графом С. Шереметевым, – сделать всё возможное, дабы создать «достойный памятник тому прошлому, к которому мы нередко относимся легко и пренебрежительно, но без которого мы не можем сделать ни одного шага». И вот теперь, спустя почти 80 лет с того времени, как Общество было распущено большевиками, оно возобновило свою деятельность и один из первых проектов реализует совме-стно с Российской государственной библиотекой, наследницей и преемницей «Румянцевки».
Одной из первостепенных задач Общества было и остаётся воспитание подрастающего поколения, поэтому проект этот посвящён детям. О том, что уже не одно поколение выросло в отрыве от сокровищ отечественной истории и культуры, говорится много. Проект «Древние рукописи – детям России» призван хотя бы отчасти изменить сложившуюся ситуацию. В хранилищах отдела древних рукописей РГБ, которым заведует Виктор Фёдорович Молчанов, более 60 тысяч удивительных фолиантов, многие из которых даже специалисты видят редко, настолько они хрупки. Но и те рукописи, состояние которых не внушает опасений, широкой публике всё равно недоступны. Более того, далеко не каждый коллекционер может похвастаться тем, что в состоянии приобрести факсимильное издание: их тираж, как правило, невелик, о цене можно и не упоминать.
Сделать эти сокровища доступными детям – задача, на первый взгляд, и вовсе фантастическая. Что они там поймут, современные школьники, как разберут старинные письмена? Разве что картинками смогут любоваться. А между тем среди этих фолиантов есть и такие, что изначально были адресованы именно детям.
Например, знаменитый «Лице-вой свод» Ивана Грозного. Царь Московский и всея Руси, желая вразумить своих наследников, поручил святителю Макарию создать для них учебник истории. Святитель собрал учёных монахов, и те свели воедино (отсюда и название – свод) всю имеющуюся к тому времени достоверную информацию: и про Иудейскую войну, и про Александра Македонского, и про Иосифа Флавия, ну и отечественная история изложена доступным языком и самым подробным образом, да ещё с иллюстрациями. Самое что ни на есть детское чтение. Аналогов этому труду в мире нет.
Кто-то может возразить, что наши дети, в отличие от иоанновых отпрысков, древнерусским языком не владеют. Да, поначалу кажется, что ничего не разберёшь, но часа через два («эксперимент» проводился именно на детях) привыкаешь. Конечно, не у каждого ребёнка хватит терпения корпеть над фолиантом два часа, чтобы научиться читать по-древнерусски. Вот поэтому исходные тексты переписаны современным шрифтом с сохранением стилистики оригинала.
Всего в «Своде» 17 огромных фолиантов. Чтобы детям было удобно читать, каждый разбили примерно на три части. Получилось почти 40 томов, выходить они будут в течение 5–6 лет. Предполагаемый тираж – более 3,5 млн экземпляров (тираж каждого тома соответственно 100 тысяч). Цена тома – 500 рублей, то есть гораздо ниже себестоимости, так что коммерческим этот проект никак не назовёшь.
Проект дорог по деньгам, но его этическая и социальная ценность гораздо выше. На государственное софинансирование Общество любителей древней письменности не рассчитывает, занимая ту же позицию, что и их предшественники: сначала нужно себя зарекомендовать, доказать, что эта деятельность приносит реальную пользу государству и обществу, а уж потом рассчитывать на помощь. При своём основании Общество ведь тоже не сразу стало императорским. Не исключено, что разразившийся финансовый кризис внесёт коррективы, но авторы проекта намерены довести его до конца, даже если на это им потребуется больше времени и денег, чем было изначально запланировано. Для них верна старая истина: как ты видишь свою историю, так ты и живёшь.