В наши дни многое делается для сохранения уникальных творений предков. Реставрируются неповторимые по красоте монастыри, церкви, усадьбы, особняки. Однако не меньший вклад в это дело вносят архитекторы-художники, увековечивая для потомков в графике и живописных работах примеры непревзойдённого градостроительного искусства.
Своеобразной энциклопедией заповедной Москвы и путеводителем по её архитектурным шедеврам вполне можно назвать живописные работы архитектора-художника Бориса Викторовича КУВИНОВА. В чёрно-белой графике и в пастельных цветных произведениях столица предстаёт на них во всей своей красоте. Поэтична Варварка с церковью Максима Блаженного – «коренастые» белокаменные строения твёрдо стоят на земле, а фонари на тонких склонённых опорах лишь подчёркивают прочность архитектурных форм.
Ностальгией проникнута работа «Рождественка»: старинная чугунная ограда бульвара, осеннее дерево с облетевшей листвой, стены монастыря, колокольня, башня, перспектива улицы. И тут же примета нашего времени – череда легковых автомобилей. А этюд «На Сретенском бульваре» – сюжет для небольшой новеллы. Почти каждый москвич связывает с этими романтическими местами какие-то страницы своей биографии…
Или «Пятницкая». Снова выбран самый оптимальный ракурс: поворот улицы, колокольня, богатые по пластике фасады старинных зданий. Вдалеке – силуэты башен Кремля. Поэтично изобразил автор Церковь Всех Святых на Кулишках (Солянка). Здесь каждый день из метро «Китай-город» выплёскивается толпа людей, которые, спеша, зачастую даже не замечают прекрасный памятник. Автор, воссоздавая тонкие очертания церкви, бывшей когда-то украшением площади, остановил «прекрасное мгновенье», чуть было не промелькнувшее в суете.
Борис Кувинов – коренной москвич. Образы заповедного города с детства глубоко запали в душу – его семья в разное время жила на Пречистенке, на Остоженке, в Замоскворечье.
В настоящее время он – главный архитектор ЗАО «Стройиндустрия», член Союза московских архитекторов, заслуженный строитель РФ, член общества «Старая Москва». Около 30 лет Кувинов проектировал промышленные сооружения и реконструировал старинные здания. По его проектам построены Научно-исследовательский центр вычислительной техники на Варшавском шоссе, завод «Рубин» рядом с метро «Багратионовская», а также крупные промышленные комплексы в районе Перервы и в г. Долгопрудном. В последние годы он проектировал общеобразовательные школы, гимназии, школы-интернаты, создал множество графических и живописных работ.
Невозможно органически вписать здание или комплекс в исторически сложившийся рисунок города, если не чувствовать дух и колорит старой Москвы. Кувинову в его работах удаётся не разрушить связь времён. Это видно, например, в его последних проектах: зданиях Первого Московского кадетского корпуса (ул. Вучетича, д. 30), школы № 378 (ул. Стромынка, д. 17), школы № 364 (ул. Старослободская, д. 9) и др.
Так, комплекс кадетского корпуса выполнен в лучших традициях градостроительства Москвы: торжественность и величественность сооружения подчёркиваются пространственным решением. Несомненно, строительство этого уникального объекта внесёт свою лепту в возрождение престижа службы в российской армии, поможет воспитанию будущих поколений военных специалистов в духе патриотизма. Учебный процесс в таком здании будет организован на самом современном уровне. Достаточно сказать, что комплекс предназначен для размещения учебных групп с 5 по 11 классы (21 класс), в него входит жилая группа помещений, рассчитанная на 420 человек, спортзалы, крытый бассейн, столовая, актовый зал.
Как известно, на Стромынке есть памятник конструктивизму – здание, построенное архитектором Мельниковым. Перекликается с ним и новое здание школы № 378. Оно состоит из пяти одно-, трёх- и четырёхэтажных блоков, объединённых внутренним двором. Объёмно-планировочное решение максимально учитывает требования функционального зонирования, ориентации по сторонам света. Приняты в расчёт при проектировании и близость трасс метро, значительный перепад рельефа участка.
Работы Бориса Кувинова доказывают: старая и новая Москва – не противоположности, а единое целое, они дополняют и взаимно обогащают друг друга. Одно без другого немыслимо, и долг художника – не позволить об этом забыть.