Давно известно, что собака может стать не просто четвероногим другом человека, но и лучшим лекарством от множества заболеваний. Пока учёные занимаются исследованием феномена зоотерапии (лечение с помощью животных), московские кинологи уже приступили к его использованию на практике.
Некоммерческий фонд поддерж-ки детей, спортсменов и инвалидов «Ордынцы» имеет многолетнюю практику работы со специально обученными собаками, которые помогают людям адаптироваться в современном обществе. Чаще всего занятия по лечебной кинологии проводятся с детьми, больными детским церебральным параличом, аутизмом, синдромом Дауна, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также с людьми, у которых есть проблемы психологического характера.
В процессе взаимодействия с собакой у ребёнка активизируются все органы чувств, физическая, когнитивная, эмоциональная и волевая сферы, как следствие – улучшается моторная деятельность и эмоциональный фон детей с ограниченными возможностями, повышается их самостоятельность, внимание. Такой результат достигается после систематических занятий, несложных по своей структуре.
Недавно в кинологическом центре «Ордынцы» прошёл очередной урок «Юного кинолога» для детей с ограниченными возможностями из Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград». Эти дети уже на протяжении трёх лет посещают кинологический центр, сейчас они знакомы практически с каждой собакой. А детишки из детских домов порой впервые в жизни видят собак, поэтому кинологи, психологи и педагоги, которые проводят уроки, помогают ребёнку преодолеть боязнь, чтобы братья меньшие стали надёжными проводниками маленького человека в большую жизнь.
Дети с ограниченными возможностями часто чувствуют себя чужими среди сверстников, а в «Ордынцах» каждый ребёнок может найти себе верного четвероногого друга. Десять специально обученных собак (среднеазиатская овчарка, ирландский волкодав, карликовый пинчер, шелти, ротвейлер, немецкая длинноногая овчарка, лабрадор и др.) принимают участие в каждом занятии. Урок начинается со знакомства с собакой, которая подаёт лапу своему будущему другу. Дети учатся надевать животным ошейники, поводки, вместе они изучают элементарные команды, овладевая навыками дрессировки, и даже узнают кое-что из ветеринарии.
На этот раз детям устроили цирковое представление: ротвейлер Вася прыгал через обручи, ноги детишек, показывал «зайку»; цвергпинчер Фунтик забирался по лестнице, которую держали для него дети; фокстерьер Феня искал игрушки, спрятанные ребятами. Одну из таких игрушек собаке подарил восьмилетний Женя, больной ДЦП (с начала лечения по данной программе Женя стал более уравновешенным, теперь ему удаётся произносить некоторые слова и даже ходить с помощью взрослых).
В лечебной кинологии важен тактильный контакт с животным, ведь многие больные ДЦП страдают спастикой или скрюченностью конечностей. Общение с собаками помогает исправить некоторые недостатки. Например, поглаживание собаки способствует выпрямлению руки, поэтому на занятиях отрабатываются такие действия, как отдать команду рукой, погладить и расчесать собаку, покормить её с руки. Ребятам даже удалось полежать на волкодаве Емеле, обнимая его. Кроме того, в программу по лечебной кинологии входит рисование животных, лепка из пластилина, а некоторые дети на бумаге описывают свои впечатления от уроков.
Лечебная кинология констатирует, что нет ограниченных возможностей, есть только ограниченный взгляд на возможности. Такие дети особенно нуждаются в любви и ласке окружающих, пусть даже эта любовь и верность будет собачьей. Ведь животные любят нас без всяких условий, со всеми нашими недостатками. Собака не может жить без человека, но и человеческая жизнь без собаки была бы неполной.