МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА
Послание президента – как программа национализации России
Философия ельцинизма была похоронена на следующий день после предания земле первого президента Российской Федерации. Всё дело в том, что все без исключения ценности и идейные установки, озвученные В. Путиным 26 апреля 2007 года и лежащие в основе его стратегии возрождения России, противоположны тому, что мы исповедовали с начала 90-х годов.
НЫНЕШНЕЕ Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию пронизано тем, что до 1917 года называли «сознательным патриотизмом». То есть сознанием того, что высшей ценностью и задачей для власти является сохранение физического и духовного здоровья российского народа и сохранение суверенитета Российского государства. Так что утверждение некоторых журналистов, что новое послание – всего лишь «бизнес-план», программа «латания дыр» и слива «назревшего недовольства», просто не соответствует действительности.
Вспомните, что лежало в основе нашей так называемой демократической революции 1991 года, и тогда вы по достоинству оцените смысл и букву нынешнего послания Путина. Гремучая смесь пораженчества, государственного и национального отщепенства с социальным дарвинизмом – вот что мы исповедовали в 90-е. Не забывайте: «новая Россия» была зачата на согласии Буша-старшего с Беловежскими соглашениями. Пять принципов лежали в основе стратегии ельцинских реформ. И все эти пять принципов начисто отрицает последнее послание.
ПЕРВЫЙ принцип ельцинизма состоял и до сих пор состоит в утверждении, что СССР проиграл в холодной войне, а потому для нас, побеждённых, главным гарантом демократии является Запад. Но и в недавней мюнхенской речи, и в послании Путин утверждает прямо противоположное. Наши нынешние свободы и демократия являются результатом свободного выбора народов СССР, и прежде всего русского народа. Это – не результат поражения, а, напротив, результат победы народа над тоталитарным прошлым. Потому нам не перед кем оправдываться, и мы, как говорил 26 апреля президент, отвергаем попытки Запада под видом заботы о сохранении демократии в России «прямо вмешиваться в наши внутренние дела», «ловко используя псевдодемократическую фразеологию», и навязывать нам политиков, посягающих на нашу экономическую и политическую самостоятельность. Мы, обращал внимание Путин, не политическая, не культурная колония Запада, а потому отвергаем его неоколониальную политику и попытки, используя демократические лозунги, провоцировать конфликты в нашей стране, «добиваться получения односторонних преимуществ и собственной выгоды» за наш счёт.
ВТОРЫМ принципом ельцинизма (вытекающим из тезиса «Запад – главный гарант нашей демократии») было убеждение начала 90-х, что ничего не угрожает суверенитету и целостности новой России, по крайней мере с Запада. Когда, как говорила ещё в начале нового века лидер СПС Ирина Хакамада, мы должны доверить свою военную безопасность объединённым вооружённым силам сообщества демократических государств. Но Путин уже давно исходит из прямо противоположной установки, настаивая, что только собственное военное могущество, собственные вооружённые силы могут обеспечить реальный суверенитет России. И в нынешнем послании он подтвердил отказ от прежней соглашательской политики, когда мы в одностороннем порядке проводили политику разоружения в европейской части страны, и объявил мораторий на такую политику разоружения, по крайней мере до тех пор, пока Запад не ратифицирует ДОВСЕ и не прекратит «наращивание возле наших границ системы военных баз». И – самое главное – Путин заявил о продолжении линии на модернизацию и укрепление Вооружённых сил России.
В-ТРЕТЬИХ. Девяностые у нас прошли под лозунгами идеологического плюрализма (когда утверждали, что патриотизм, любовь к Отечеству является частным делом и что государство не несёт ответственности за состояние духа и морали нации) и марксистского экономического детерминизма (когда якобы духовность и мораль вторичны по отношению к экономике, и совсем неслучайно все наши главные реформаторы были и остаются верны марксизму). Путин в своём послании отрицает и то и другое. Кстати, впервые со времён царской России руководитель государства сказал, что в основе процветания и нации, и государства всё же лежит дух, моральное и духовное здоровье нации, что из всех ценностей для нас решающими являются национальные, прошедшие проверку веков. Всё это – целая революция в нашей идеологии, которой, кстати, давно уже ждал народ. Ибо возрождение России невозможно без духовного возрождения, без возвращения к истокам, к «самобытным культурным ценностям», к «каждой странице национальной истории», к родному языку. А «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность»… Идеологическая революция, обозначенная Путиным, как раз и состоит в легализации русского примата духа, национального духа.
ЧЕТВЁРТЫЙ принцип заключался в социальном дарвинизме, в отождествлении экономических реформ с освобождением государства и власти от ответственности за благосостояние граждан, за качество медицинского обслуживания, образования и т.д. Это не преувеличение. В своих мемуарах Ельцин постоянно восторгается теми своими министрами, у которых «хватило духа» разрушить социалку. Кстати, те же реформы ЖКХ построены именно на этом убеждении, что граждане сами должны нести материальную ответственность за состояние своего жилья и т.д. Не могу не сказать, что в первых посланиях Путина были рудименты такого отождествления реформ с коммерциализацией социальной сферы. Сейчас же мы услышали кардинально новое. Президент заявил, что сама идея «нового», «либерального» Жилищного кодекса возложить всю ответственность за содержание домов на собственников – аморальна. Да, именно аморальна. Ибо страна за счёт нефти и газа накопила огромные доходы, а люди, как говорил Путин, «живут в трущобах» и «без поддержки государства многие наши сограждане… сами решить этот вопрос не в состоянии».
И ПЯТОЕ. Эпоха ельцинизма была связана с либеральным радикализмом, с убеждением, что экономика заработает, лишь когда её покинет государство. Отсюда и убеждение, что любая «промышленная политика» – архаизм советской эпохи, а единственная задача государства – сформулировать правила конкурентной борьбы между частными предпринимателями и законодательно их охранять. Ещё два года назад эти истины нам с экранов телевидения проповедовал Герман Греф. Но за нынешним путинским посланием стоит совсем иная, прямо противоположная, реалистичная и, самое главное, жизненная философия. Исходящая из того, что рынок и частный предприниматель сами по себе не могут решить национальные задачи, задачи модернизации экономики, её структурной перестройки и инноваций. Как заявил Путин, без государственной политики в области судостроения, авиастроения, строительства портов, дорог, энергетики мы останемся на обочине современной глобальной цивилизации. «Ручное управление», отметил президент, необходимо и в силу специфики нынешнего переходного периода, и в силу русской психологии, нашей привычки к переменам сверху, по инициативе государства…
ЭТО БЫЛА прекрасная речь. Умная, гуманная, человечная программа оздоровления и Российского государства, и российской экономики. Конечно, за ней стоят и уроки более чем пятнадцатилетнего реформирования страны, и личный опыт Путина как руководителя государства.
Однако есть вопрос, на который я так и не нашёл ответа. Вся эта программа создана Путиным и может быть выполнена только им. Так что стоит ли рисковать во имя буквы Конституции (которая создавалась под нрав Ельцина), начиная игру в «русскую рулетку». Ведь все разговоры о принятии Путиным в 2008 году роли «морального лидера» являются апологией весьма опасного двоевластия. А есть ли гарантия, что его преемник сможет так же быстро выучить азбуку русской экономики, да и вообще русской жизни? Не знаю… Уверен, гражданам России абсолютно безразлично, как будет называться должность Путина после марта 2008 года – «президент», «премьер», «канцлер» или даже «генеральный секретарь». Главное, чтобы он воплотил в жизнь свою программу национализации России.
Послание президента – как программа национализации России
Философия ельцинизма была похоронена на следующий день после предания земле первого президента Российской Федерации. Всё дело в том, что все без исключения ценности и идейные установки, озвученные В. Путиным 26 апреля 2007 года и лежащие в основе его стратегии возрождения России, противоположны тому, что мы исповедовали с начала 90-х годов.
НЫНЕШНЕЕ Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию пронизано тем, что до 1917 года называли «сознательным патриотизмом». То есть сознанием того, что высшей ценностью и задачей для власти является сохранение физического и духовного здоровья российского народа и сохранение суверенитета Российского государства. Так что утверждение некоторых журналистов, что новое послание – всего лишь «бизнес-план», программа «латания дыр» и слива «назревшего недовольства», просто не соответствует действительности.
Вспомните, что лежало в основе нашей так называемой демократической революции 1991 года, и тогда вы по достоинству оцените смысл и букву нынешнего послания Путина. Гремучая смесь пораженчества, государственного и национального отщепенства с социальным дарвинизмом – вот что мы исповедовали в 90-е. Не забывайте: «новая Россия» была зачата на согласии Буша-старшего с Беловежскими соглашениями. Пять принципов лежали в основе стратегии ельцинских реформ. И все эти пять принципов начисто отрицает последнее послание.
ПЕРВЫЙ принцип ельцинизма состоял и до сих пор состоит в утверждении, что СССР проиграл в холодной войне, а потому для нас, побеждённых, главным гарантом демократии является Запад. Но и в недавней мюнхенской речи, и в послании Путин утверждает прямо противоположное. Наши нынешние свободы и демократия являются результатом свободного выбора народов СССР, и прежде всего русского народа. Это – не результат поражения, а, напротив, результат победы народа над тоталитарным прошлым. Потому нам не перед кем оправдываться, и мы, как говорил 26 апреля президент, отвергаем попытки Запада под видом заботы о сохранении демократии в России «прямо вмешиваться в наши внутренние дела», «ловко используя псевдодемократическую фразеологию», и навязывать нам политиков, посягающих на нашу экономическую и политическую самостоятельность. Мы, обращал внимание Путин, не политическая, не культурная колония Запада, а потому отвергаем его неоколониальную политику и попытки, используя демократические лозунги, провоцировать конфликты в нашей стране, «добиваться получения односторонних преимуществ и собственной выгоды» за наш счёт.
ВТОРЫМ принципом ельцинизма (вытекающим из тезиса «Запад – главный гарант нашей демократии») было убеждение начала 90-х, что ничего не угрожает суверенитету и целостности новой России, по крайней мере с Запада. Когда, как говорила ещё в начале нового века лидер СПС Ирина Хакамада, мы должны доверить свою военную безопасность объединённым вооружённым силам сообщества демократических государств. Но Путин уже давно исходит из прямо противоположной установки, настаивая, что только собственное военное могущество, собственные вооружённые силы могут обеспечить реальный суверенитет России. И в нынешнем послании он подтвердил отказ от прежней соглашательской политики, когда мы в одностороннем порядке проводили политику разоружения в европейской части страны, и объявил мораторий на такую политику разоружения, по крайней мере до тех пор, пока Запад не ратифицирует ДОВСЕ и не прекратит «наращивание возле наших границ системы военных баз». И – самое главное – Путин заявил о продолжении линии на модернизацию и укрепление Вооружённых сил России.
В-ТРЕТЬИХ. Девяностые у нас прошли под лозунгами идеологического плюрализма (когда утверждали, что патриотизм, любовь к Отечеству является частным делом и что государство не несёт ответственности за состояние духа и морали нации) и марксистского экономического детерминизма (когда якобы духовность и мораль вторичны по отношению к экономике, и совсем неслучайно все наши главные реформаторы были и остаются верны марксизму). Путин в своём послании отрицает и то и другое. Кстати, впервые со времён царской России руководитель государства сказал, что в основе процветания и нации, и государства всё же лежит дух, моральное и духовное здоровье нации, что из всех ценностей для нас решающими являются национальные, прошедшие проверку веков. Всё это – целая революция в нашей идеологии, которой, кстати, давно уже ждал народ. Ибо возрождение России невозможно без духовного возрождения, без возвращения к истокам, к «самобытным культурным ценностям», к «каждой странице национальной истории», к родному языку. А «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность»… Идеологическая революция, обозначенная Путиным, как раз и состоит в легализации русского примата духа, национального духа.
ЧЕТВЁРТЫЙ принцип заключался в социальном дарвинизме, в отождествлении экономических реформ с освобождением государства и власти от ответственности за благосостояние граждан, за качество медицинского обслуживания, образования и т.д. Это не преувеличение. В своих мемуарах Ельцин постоянно восторгается теми своими министрами, у которых «хватило духа» разрушить социалку. Кстати, те же реформы ЖКХ построены именно на этом убеждении, что граждане сами должны нести материальную ответственность за состояние своего жилья и т.д. Не могу не сказать, что в первых посланиях Путина были рудименты такого отождествления реформ с коммерциализацией социальной сферы. Сейчас же мы услышали кардинально новое. Президент заявил, что сама идея «нового», «либерального» Жилищного кодекса возложить всю ответственность за содержание домов на собственников – аморальна. Да, именно аморальна. Ибо страна за счёт нефти и газа накопила огромные доходы, а люди, как говорил Путин, «живут в трущобах» и «без поддержки государства многие наши сограждане… сами решить этот вопрос не в состоянии».
И ПЯТОЕ. Эпоха ельцинизма была связана с либеральным радикализмом, с убеждением, что экономика заработает, лишь когда её покинет государство. Отсюда и убеждение, что любая «промышленная политика» – архаизм советской эпохи, а единственная задача государства – сформулировать правила конкурентной борьбы между частными предпринимателями и законодательно их охранять. Ещё два года назад эти истины нам с экранов телевидения проповедовал Герман Греф. Но за нынешним путинским посланием стоит совсем иная, прямо противоположная, реалистичная и, самое главное, жизненная философия. Исходящая из того, что рынок и частный предприниматель сами по себе не могут решить национальные задачи, задачи модернизации экономики, её структурной перестройки и инноваций. Как заявил Путин, без государственной политики в области судостроения, авиастроения, строительства портов, дорог, энергетики мы останемся на обочине современной глобальной цивилизации. «Ручное управление», отметил президент, необходимо и в силу специфики нынешнего переходного периода, и в силу русской психологии, нашей привычки к переменам сверху, по инициативе государства…
ЭТО БЫЛА прекрасная речь. Умная, гуманная, человечная программа оздоровления и Российского государства, и российской экономики. Конечно, за ней стоят и уроки более чем пятнадцатилетнего реформирования страны, и личный опыт Путина как руководителя государства.
Однако есть вопрос, на который я так и не нашёл ответа. Вся эта программа создана Путиным и может быть выполнена только им. Так что стоит ли рисковать во имя буквы Конституции (которая создавалась под нрав Ельцина), начиная игру в «русскую рулетку». Ведь все разговоры о принятии Путиным в 2008 году роли «морального лидера» являются апологией весьма опасного двоевластия. А есть ли гарантия, что его преемник сможет так же быстро выучить азбуку русской экономики, да и вообще русской жизни? Не знаю… Уверен, гражданам России абсолютно безразлично, как будет называться должность Путина после марта 2008 года – «президент», «премьер», «канцлер» или даже «генеральный секретарь». Главное, чтобы он воплотил в жизнь свою программу национализации России.