Московские художники показали себя в Манеже во всей красоте
Выставка «объяла» собой не только значительную часть огромной кубатуры ЦВЗ «Манеж», но сумела распространиться аж на два времени года: начавшись на исходе осени, закрылась уже зимой. Поводы, впрочем, к тому вполне обязывали: как официальный – 75-летие Московского союза художников, так и впрямую не декларировавшийся, хотя всеми активно подразумевавшийся. Ровно сорок лет тому назад случилось знаменитое посещение Н.С. Хрущёвым экспозиции «Новая реальность», которая, в свою очередь, являлась частью большой юбилейной выставки, организованной к 30-летию МОСХа, того самого творческого союза, в аббривиатуре которого теперь стало одной буквой меньше. Именно 1 декабря 1962 года метались те самые высочайшие громы и молнии и прогремело под старинными сводами легендарное и сакраментальное «Пидорасы проклятые!». Таким образом, небольшой бронзовый бюст автора этой немеркнущей краткой рецензии, выполненный никем иным, как Председателем Правления МСХ Иваном Казанским (в содружестве с Н. Казанской), можно было расценить в качестве своего рода концептуального «примирительного» жеста. Тем более, что бывший Первый секретарь ЦК КПСС выглядит в этом изваянии вполне милым и добродушным старичком, в котором весьма трудно заподозрить того разгневанного полубожка, что, согласно преданиям, едва ли не отправил всех прогневивших его мастеров прямиком на лесоповал.
Сегодня времена не те. Сегодня власть художников не то что не обижает – а всячески охаживает и готова без устали говорить им «кучу приятных слов». На открытии выставки было произнесено немало здравиц прежде всего от городских начальников различных ветвей и весовых категорий, а министр культуры РФ Александр Соколов так вообще умудрился поздравить художников дважды подряд: сперва от его имени зачитали адрес и тут же он сам выступил «вживую». Другое дело, что сами художники (в особенности те, кто организован в большие и малые, региональные союзы) сегодня повсеместно и громко жалуются на безразличие к ним со стороны власти. Дескать, то ли дело было в прежние времена... Не станем сейчас пускаться в рассуждения о том, какое из положений предпочтительнее, – разговоры эти, при всей их актуальности, во-первых, успели немного приесться, а во-вторых, всё равно остаются непроходимо умозрительными. Лучше и куда правильней будет подчеркнуть, что московские художники пребывают в этом отношении куда благополучнее большинства своих коллег. Выставка, не случайно носившая весьма символичное название «Москва – художники – Москва», в этом решительно убеждала. Достаточно было пройтись по «кварталу» Гильдии художественного проектирования – а экспозиция в Манеже была организована как своеобразный город изобразительных искусств, где каждой из восьми секций-«сестёр» был выделен собственный участок, район, делянка. В силу специфики жанра прежде всего обращала на себя внимание, конечно же, площадь монументально-декоративного искусства. Манило к себе и, пусть несколько уступающее ей по выразительности, но всё равно интригующее ещё издали «муниципальное образование» Ассоциации художников декоративных искусств. Хотелось подольше задержаться в той части города, что облюбовала себе Секция художников театра, кино и ТВ, и несколько раз прогуляться вдоль по улице плаката. Вообще обилие качественных работ во всех существующих художественных жанрах и формах замечательным образом «дразнила глаз», навскидку обещала (а при ближайшем рассмотрении, как правило, и оправдывала эти обещания) то, что принято именовать чувством здорового эстетического удовлетворения.
Посреди этого изобразительного пира встречались, разумеется, и произведения, казавшиеся сомнительными, случайными (а как иначе при таком объёме демонстрируемого?). Зато здесь начисто отсутствовали намеренная провокативность, жест, ради самого жеста, вещи, неудобные в приличном обществе, – одним словом, то, чем так любит бряцать сегодня наше так называемое актуальное искусство, которое в общей своей массе уже давно утеряло какую бы то ни было связь с подлинной «актуальностью момента».
Да, невооружённым взглядом виделись в этом градостроительном плане некоторые явные перекосы. Возможно, по традиции чуть избыточным было присутствие Зураба Церетели, являвшего собой в этом городе – ни дать ни взять суверенный Ватикан. Многих специалистов смущала сравнительная «слабость» собственно живописного района, но здесь ощущения, что называется, на любителя: на наш взгляд, при всей её «негромкости» эта часть экспозиции выглядела весьма достойно, а главное – максимально разнообразно, с читающимся призывом к тому, чтобы расцветали все цветы. Впрочем, эту идиому можно, с некоторыми оговорками, распространить и на всю выставку в целом. Единственный её недостаток – разве всего лишь двухнедельный «срок действия». И жалко, что пишем мы о ней в тот момент, когда она уже завершила свою работу.
Фото автора