Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Другая новая реальность

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

Московские художники показали себя в Манеже во всей красоте

Таир Салахов.«Художник Борис Ефимов»Выставка «объяла» собой не только значительную часть огромной кубатуры ЦВЗ «Манеж», но сумела распространиться аж на два времени года: начавшись на исходе осени, закрылась уже зимой. Поводы, впрочем, к тому вполне обязывали: как официальный – 75-летие Московского союза художников, так и впрямую не декларировавшийся, хотя всеми активно подразумевавшийся. Ровно сорок лет тому назад случилось знаменитое посещение Н.С. Хрущёвым экспозиции «Новая реальность», которая, в свою очередь, являлась частью большой юбилейной выставки, организованной к 30-летию МОСХа, того самого творческого союза, в аббривиатуре которого теперь стало одной буквой меньше. Именно 1 декабря 1962 года метались те самые высочайшие громы и молнии и прогремело под старинными сводами легендарное и сакраментальное «Пидорасы проклятые!». Таким образом, небольшой бронзовый бюст автора этой немеркнущей краткой рецензии, выполненный никем иным, как Председателем Правления МСХ Иваном Казанским (в содружестве с Н. Казанской), можно было расценить в качестве своего рода концептуального «примирительного» жеста. Тем более, что бывший Первый секретарь ЦК КПСС выглядит в этом изваянии вполне милым и добродушным старичком, в котором весьма трудно заподозрить того разгневанного полубожка, что, согласно преданиям, едва ли не отправил всех прогневивших его мастеров прямиком на лесоповал.
Сегодня времена не те. Сегодня власть художников не то что не обижает – а всячески охаживает и готова без устали говорить им «кучу приятных слов». На открытии выставки было произнесено немало здравиц прежде всего от городских начальников различных ветвей и весовых категорий, а министр культуры РФ Александр Соколов так вообще умудрился поздравить художников дважды подряд: сперва от его имени зачитали адрес и тут же он сам выступил «вживую». Другое дело, что сами художники (в особенности те, кто организован в большие и малые, региональные союзы) сегодня повсеместно и громко жалуются на безразличие к ним со стороны власти. Дескать, то ли дело было в прежние времена... Не станем сейчас пускаться в рассуждения о том, какое из положений предпочтительнее, – разговоры эти, при всей их актуальности, во-первых, успели немного приесться, а во-вторых, всё равно остаются непроходимо умозрительными. Лучше и куда правильней будет подчеркнуть, что московские художники пребывают в этом отношении куда благополучнее большинства своих коллег. Выставка, не случайно носившая весьма символичное название «Москва – художники – Москва», в этом решительно убеждала. Достаточно было пройтись по «кварталу» Гильдии художественного проектирования – а экспозиция в Манеже была организована как своеобразный город изобразительных искусств, где каждой из восьми секций-«сестёр» был выделен собственный участок, район, делянка. В силу специфики жанра прежде всего обращала на себя внимание, конечно же, площадь монументально-декоративного искусства. Манило к себе и, пусть несколько уступающее ей по выразительности, но всё равно Перед писательской галереей Игоря Обросоваинтригующее ещё издали «муниципальное образование» Ассоциации художников декоративных искусств. Хотелось подольше задержаться в той части города, что облюбовала себе Секция художников театра, кино и ТВ, и несколько раз прогуляться вдоль по улице плаката. Вообще обилие качественных работ во всех существующих художественных жанрах и формах замечательным образом «дразнила глаз», навскидку обещала (а при ближайшем рассмотрении, как правило, и оправдывала эти обещания) то, что принято именовать чувством здорового эстетического удовлетворения.
Посреди этого изобразительного пира встречались, разумеется, и произведения, казавшиеся сомнительными, случайными (а как иначе при таком объёме демонстрируемого?). Зато здесь начисто отсутствовали намеренная провокативность, жест, ради самого жеста, вещи, неудобные в приличном обществе, – одним словом, то, чем так любит бряцать сегодня наше так называемое актуальное искусство, которое в общей своей массе уже давно утеряло какую бы то ни было связь с подлинной «актуальностью момента».
Искусство – в массы! Герои Г. Данелии в исполнении З. Церетели среди посетителей выставкиДа, невооружённым взглядом виделись в этом градостроительном плане некоторые явные перекосы. Возможно, по традиции чуть избыточным было присутствие Зураба Церетели, являвшего собой в этом городе – ни дать ни взять суверенный Ватикан. Многих специалистов смущала сравнительная «слабость» собственно живописного района, но здесь ощущения, что называется, на любителя: на наш взгляд, при всей её «негромкости» эта часть экспозиции выглядела весьма достойно, а главное – максимально разнообразно, с читающимся призывом к тому, чтобы расцветали все цветы. Впрочем, эту идиому можно, с некоторыми оговорками, распространить и на всю выставку в целом. Единственный её недостаток – разве всего лишь двухнедельный «срок действия». И жалко, что пишем мы о ней в тот момент, когда она уже завершила свою работу. 

Даниил ЧАПЛЫГИН 

Фото автора

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS