«ЛГ» уже писала о новоявленных «открывателях Америки» В. Познере и И. Урганте (№ 10), поставив точный диагноз их неумеренным нахваливаниям зарубежных спонсоров, финансировавших прогулочную затею. Правда, в следующих сериях своей мыльной пропагандистской оперы «очарованные странники» умильно закатывают глаза не только перед рационализмом американского бизнеса, но и восторгаются необычайно высокими нравственными качествами выпускников авиационной академии США – тех самых военных пилотов, которые бомбили Югославию, Ирак. А это уже похоже на некий вызов российскому общественному мнению.
Впрочем, сейчас речь о другом. Широко оповещая о рекламно-развлекательном туре по США, соучастники ни словом не обмолвились о том, чтo сама идея повторить путешествие авторов «Одноэтажной Америки» принадлежит вовсе не им. Ещё в 1969 году два известных журналиста газеты «Правда» Борис Стрельников и Илья Шатуновский проехали по маршруту Ильфа и Петрова, написав очень интересную книгу с многозначащим, не без подтекста названием – «Америка справа и слева». Два с половиной месяца колесили Стрельников и Шатуновский по Америке, и хотя в те времена отношение к «цитадели капитализма» было негативным, их книга получилась куда более разносторонней и глубокой, нежели неумеренные и назойливые восторги Познера.
Кстати, судьба её примечательна. Изначальная цель поездки заключалась в подготовке очерков для «Правды». Но они оказались столь интересными, многообразными и по-настоящему литературными, что тогдашний директор огромного партийного издательства «Правда» Борис Фельдман (все журналисты, работавшие на улице Правды, любили его – в отличие от знаменитого своими строгостями главбуха Васильева, которого боялись) сам предложил Стрельникову и Шатуновскому сделать на основе очерков единую книгу.
И книга получилась замечательная. Она выдержала несколько изданий, была опубликована в 14 странах, в том числе в Италии и Японии, а её общий тираж превысил миллион экземпляров. По сей день книгу можно найти во многих библиотеках. Неслучайно «Америку справа и слева» широко рецензировали в прессе, в американской тоже. И чтобы закрыть привычные для Познера домыслы о том, что, мол, журналисты-правдисты написали антиамериканскую книгу, вот её и расхваливали СМИ, упомянув о хорошей рецензии, напечатанной в «Новом мире» Твардовского.
По глубине понимания Америки Познеру, кичащемуся своими заокеанскими знаниями, на самом-то деле да-алеко до тех, кто в сложные десятилетия советско-американского противостояния открывал эту страну для нашего читателя. Г. Боровик, В. Зорин, С. Кондрашов,
М. Стуруа, конечно, Б. Стрельников… Познер неслучайно обходит молчанием имена своих предшественников, стремясь вычеркнуть их из памяти новых поколений. Сам-то он, проведя в Нью-Йорке отроческие годы, в перестроечные времена угодливо бегал с микрофоном на американских ток-шоу и в подмётки не годится тому поколению американистов, которые, работая под прессингом, сумели гораздо глубже, в том числе и в позитивных проявлениях, осмыслить дух Америки.
А Познер… Даже меня, не американиста, но в последние годы часто бывавшего в США и понявшего весьма своеобразный американский менталитет, смех разбирает от назидательных познеровских оценок. Наверное, только представительный Иван Ургант, согласившийся на унизительную роль подмастерья и по худому совету напарника ставший иваном, не помнящим родства, может с восхищением внимать недостоверным размышлизмам Познера. Ведь наивный Ургант приходит в бешеный восторг даже от размеров американского стейка. И хотя эти размеры и впрямь велики (цена соответственно!), но американской кухни как таковой просто не существует, повседневное меню – жуткая смесъ фаст-фуда с пиццей, листьями салата и жгучими латино-вьетнамо-китайскими соусами. Жаренная на гриле котлета – это бургер; засунутая в булку, котлета становится гамбургером; добавят туда безвкусный белый сыр – и уже чизбургер, а если оранжевый чеддер, – опять новое название… Невероятный примитив в сравнении с русской кухней, которую можно попробовать в нью-йоркском «Самоваре» (без записи не попадёшь!) или на Брайтон-бич…
Америка – великая страна, абсолютно не понимающая Россию. Но в России благодаря американистам старшего поколения, работавшим в трудных цензурных условиях, Америку знали неплохо и вопреки политическим нравам той поры любили её. Книги тех настоящих первооткрывателей Америки останутся в истории, потомки ещё обратятся к их страницам.
А вот Познер, работающий в западном стиле, своими умильными поверхностными зарисовками, наоборот, порождает недружелюбие к Америке.