Находясь за границей (в дальнем зарубежье или ближнем), включая «заграничный» телевизор, всегда надеешься получить объективную, полную, благожелательную «весточку с Родины» и всякий раз удивляешься тому, что не хватает этой полноты, объективности и благожелательности. Западное телевидение работает однозначно: о России либо плохо, либо ничего. В том же духе – русскоязычный канал RTVI (о котором мы писали в № 38–39, 2007). Однако странное впечатление иногда производит и российский англоязычный канал Russia-Today. И даже канал «РТР-планета». Между тем за пределами Родины проживают сотни тысяч наших и бывших наших граждан, которые хотят получать информацию о жизни в России из первых рук. Если бы была интересная, честная, позитивная «телекартинка», то эти зрители могли бы стать самыми естественными и действенными проводниками «положительного образа России», о необходимости которого так много говорят в последние годы.
Так как же обстоят дела с нашим «телеиновещанием»? Как российское телевидение сосуществует с иностранным? Чем отличается?
С этими вопросами мы обратились к нашим собственным корреспондентам и читателям, проживающим за рубежом.
Сколько русскоязычных во Франции? Официальной статистики на этот счёт нет. В любом случае их присутствие велико, пусть и не в масштабах Британии, Германии или США. И, конечно, каждый «русский француз» при первой возможности обзаводится каналом, который позволяет ему смотреть российские телепрограммы. В какой мере он удовлетворяет здешних телезрителей?
– У нас дома нет ничего, кроме канала «РТР-планета»... В общем и целом он меня удовлетворяет... Но мне кажется, что программы довольно однообразны и рассчитаны на какой-то усреднённый вкус. Нет того, что раньше называлось «для дома, для семьи». Многие передачи кажутся слишком элитарными, но на всех, наверно, не угодишь. Мало фильмов, и это очень жаль.
, студент Высшей школы экономики:
– ...Уровень развлекательных программ крайне низок, сами программы в основном безвкусны... Но, честно говоря, они мало чем отличаются от французской «развлекаловки». Та же пошлость, тот же примитив...
, режиссёр и актёр, заслуженный деятель искусств России:
– Программы «РТР-планеты» интересны, но для меня и моей семьи недостаточны. Живя за городом, я имею возможность установить тарелку и видеть современное российское телевидение в его многообразии. Развлекательные программы не смотрю, зато политические дискуссии, словесные «поединки» привлекают моё внимание. «РТР-планета» их избегает, полагая, вероятно, что большинству её потребителей это неинтересно. Думаю, такое суждение ошибочно, интерес к тому, что происходит дома, о чём спорят, что любят и отвергают, велик и за рубежом. Я в лучшем положении – у меня есть выбор. Иначе чувствовал бы себя обделённым.
, врач:
– Информацию о стране и о всех проблемах, которые там имеются, предпочитаю получать через Интернет. Уровень информационных программ на канале, по-моему, очень низок и рассчитан на людей с ограниченными интересами. Из иностранных телепрограмм, не рассчитанных на русскую аудиторию, иногда узнаю о России больше. Телесериалы один скучнее другого. Зато очень интересны научно-популярные передачи. Культурные – половинка на половинку. Слишком много самодовольства, снобизма и назидательности.
, работник службы социально-медицинской помощи:
– Смотрю в основном сериалы и развлекательные программы. Сказать, что нравятся, не могу. Но других нет, и на этом спасибо. Всё же позволяют не отрываться от родной страны. Сын очень любит документальные фильмы и передачи. Говорит, что они помогают ему разобраться в сложных вопросах истории. Мне нравятся ещё познавательные детские передачи.
, художник:
– В рассказах о белых пятнах новейшей истории много интересного... Но в отличие от передач по искусству в них чувствуются компилятивизм и слишком элементарные, поставленные на поток приёмы. Видно, что в основном их делают в спешке и непрофессионалы, у которых не хватает воображения и желания отойти от монотонности. Удручают одни и те же, слишком поднадоевшие лица и глубокая философия на мелком месте в мнимо интеллектуальных передачах. Раз другого телевидения у нас нет, сойдёт и это.
С русскими французами беседовал , соб. корр. «ЛГ», ПАРИЖ