Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Другой МХАТ

01 января 2007

САМАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ

Представляем самые заметные, по версии «ЛГ», издания по истории искусств 2010 года

МХАТ Второй: Опыт восстановления биографии. – М.: Изд-во «МХТ», 2010. – 960 с.: фот., ил. – 1000 экз.

На презентации этой «очень нужной» и «на все времена» книги, прошедшей не столь давно в Портретном фойе МХТ им. А.П. Чехова, она была очень точно названа «прежде всего – поступком». А ещё выступавшие признавались в том, что считали саму затею неосуществимой.

Театр – материя куда как эфемерная и быстро улетучивающаяся. Это аксиома. А театр, закрытый «сверху», ликвидированный насильственным образом, да с учётом того, что случилось это почти 75 лет назад, – кажется, как сегодня возможно восстановить его биографию?

Нет, определённое количество материальных свидетельств интереснейшей, насыщенной, противоречивой жизни 2-го Московского Художественного академического театра, работавшего в столице с 1923 (а если вести счёт от легендарной Первой студии МХТ, из которой коллектив взрос и организационно-юридически преобразовался, – то ещё с дореволюционных времён) по 1936 год, естественно, сохранилось. Фотографии, программки, газетные рецензии, а ещё – внутренняя документация, протоколы совещаний, творческих обсуждений, заседаний появившегося в какой-то момент за кулисами «художественно-политического совета». По счастью, есть среди нас и живые свидетели искусства «другого МХАТа» – как он назван главным редактором исследования Анатолием Смелянским: один из без малого полсотни эссе-портретов спектаклей, составлявших репертуар театра (в подавляющем большинстве своём текстов совершенно замечательных, а порой являющих собой, не побоимся сказать, мини-шедевры современной историко-театроведческой мысли), написан Майей Туровской. О предпоследней постановке МХАТа Второго – «Мольба о жизни» по пьесе некоего Жака Деваля – она пишет по своим детским воспоминаниям – и этот глубоко личный обертон, вдруг вносимый в строго «научное», казалось бы, издание, придаёт всей величественной книжной «постройке» какую-то совершенно особую, доверительную, «домашнюю» интонацию, ничуть, впрочем, не вступающую в противоречие с общей априорной «строгостью» подхода.

Но тем не менее сложить из всех этих свидетельств, разрозненных, разномастных, иногда представляющих собой полуправду, а иногда и её противоположность (время жизни театра тому, как это понятно, немало способствовало), полноценную биографию, показать современным читателям живое, исполненное замечательного своеобразия «лицо» театрального организма – задача, мало сказать, не из лёгких. Авторскому коллективу, собравшемуся в стенах научно-исследовательского сектора Школы-студии при МХАТе под руководством её ректора и под водительством «мотора всей этой истории» (как её охарактеризовали на всё той же презентации), выдающегося театроведа нашего времени, дуайена цеха Инны Натановны Соловьёвой, затея оказалась вполне по плечу.

Со страниц приятно увесистого и чрезвычайно «дружелюбного к пользователю» тома действительно встаёт один из самых замечательных русских театров первой трети прошлого столетия. Театр Михаила Чехова и Алексея Дикого, Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман; театр Иллариона Певцова, прослужившего здесь всего пару сезонов, и одной из узловых фигур его труппы Ивана Берсенева; театр Сергея Образцова – он работал здесь до начала своей «кукольной» карьеры, играя, в частности, Шута в «Двенадцатой ночи», и Ирины Розановой – эта «яркая самобытная творческая индивидуальность», восхитившая самого Станиславского, была зачислена в театр всего лишь за два месяца до его ликвидации, сыграть на этой сцене ничего не успела, а в начале войны трагически-нелепо погибла под колёсами троллейбуса, пополнив собой ряд старомосковских театральных легенд-преданий… Обо всех них и ещё о нескольких сотнях представителей разных сценических профессий, работавших или творчески связанных со Вторым МХАТом, в энциклопедически-биографической части книги «Имена» имеется, как правило, обстоятельная и опять-таки с личным отношением написанная статья.

А кроме того, в «Опыте восстановления биографии» есть подробнейшая – по месяцам и дням расписанная – «Летопись» истории театра. Полные программки всех спектаклей. Статистические репертуарные «расклады» по каждому сезону.

Резюмируя, стоит сказать следующее: отныне для любого специалиста, обращающегося к истории отечественного театра 1920–1930-х годов, данный труд станет не просто важным подспорьем, но предметом необходимым и обязательным.

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS