12 января в 13 часов по московскому времени остановилось сердце народной артистки Советского Союза, одной из самых ярких оперных певиц и актрис ХХ века Елены Васильевны Образцовой.
Когда в 14.00 первой новостью часа радио объявило об этом, моё сердце застучало, закричало, завопило: «Не-е-т!!!» Невозможно было поверить своим ушам и этому ужасному радио, которое нейтральным голосом каждый следующий час всё повторяло и повторяло одно и то же: что Елены Прекрасной, Елены Великой, невероятной, непревзойдённой, поразительной и потрясающей, а главное, такой любимой, с нами не будет больше никогда.
Елена Образцова – человек-вселенная, личность непостижимой необъятности и глубины, она, как и её героиня Марфа, владела силами потайными, силами великими, тайнами всех миров – нашего, не нашего, подземного, подводного – любого. Поэтому и петь она могла любую музыку, играть любую роль, точнее, не играть, а проживать. Недаром Елена Васильевна часто говорила, что она каждый раз на сцене проживает жизнь, и прожила она разных жизней множество неисчислимое. И нас, зрителей и слушателей, в них погружала – то в разверзшиеся от пения её Азучены недра земли, то в поднебесье, где парит душа, отбывшая в мир неведомый в романсе Рахманинова на стихи Апухтина «О, не грусти по мне». А великую тайну Графини из «Пиковой дамы» Елена Образцова только приоткрывала нам – много раз и по-разному на каждом спектакле, но так и не открыла никогда, потому что это была и её тайна тоже. А не менее великую тайну любви Елена Великая (браво Ирине Евгеньевне Таймановой, когда-то, почти в другой жизни, назвавшей так свой чудесный фильм о Елене Образцовой) старалась преподнести нам на каждом своём спектакле, будь то «Кармен», «Аида», «Царская невеста» – «уж сколько их упало в эту бездну»! А романсы? Каждый концерт романсов Елены Образцовой – это школа жизни, школа любви. Те, кто часто ходил на её концерты или много слушал её записи, мог научиться у Елены Васильевны всему. Буквально всему, потому что отдавала она себя на концертах и спектаклях без остатка, а отдавать ей было так много чего, ведь она сама – «бездна звёзд полна». Вселенная, словом. Поэтому, когда в 1981 году малую планету № 4623 назвали «Елена Образцова», Елена Васильевна отнеслась к этому с юмором, наверное, понимая в душе, что та планета – малая, а сама она – планета большая. Но не единожды приглашала нас туда, на свою малую планету. Теперь тем, кто совсем не может без Елены Великой и Прекрасной, придётся стать инопланетянами, чтобы посещать её там. Но ведь любовь не умирает с теми, кого мы любим, и искусство не умирает, тем более ТАКОЕ искусство, какое дарила нам незабвенная Елена Образцова.
Жизнь – самое хрупкое, что есть в этом мире, и самое невосполнимое. Елена Образцова прожила великую жизнь, потому что пела она почти до последнего своего дня на Земле. А для неё петь было, по её собственным словам, высшим наслаждением в жизни: «Когда ты поёшь и не думаешь ни о технике, ни о публике, ни о чём… и ощущаешь, что Господь забирает тебя в какие-то параллельные миры». Он забрал и больше нам её не отдаст.
Давным-давно, когда ещё ничего не предвещало беды, Елена Образцова любила повторять, что сначала хочет умереть, а потом перестать петь. Так и случилось. Но петь она не перестанет, пока живы мы, пока живо искусство. Её искусство. А искусство, как и душа, бессмертно. Елена Образцова это знала всегда.
И всё же боль потери очень горька. Как сказала великая певица современности Мария Гулегина, «но даже сквозь эту боль поднимается в душе благодарность за то, что Елена БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ, что дарила свою любовь всем нам! Какое счастье, что мы при её жизни УСПЕЛИ сказать, КАК любим её! Что она – ОБРАЗЕЦ! Что она – ВЕЛИЧАЙШАЯ ОПЕРНАЯ АКТРИСА! Царствия Небесного!»