Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 января 2015 г.
Искусство

Другой не будет никогда…

21 января 2015

12 января в 13 часов по московскому времени остановилось сердце народной артистки Советского Союза, одной из самых ярких оперных певиц и актрис ХХ века Елены Васильевны Образцовой.

Когда в 14.00 первой новостью часа радио объявило об этом, моё сердце застучало, закричало, завопило: «Не-е-т!!!» Невозможно было поверить своим ушам и этому ужасному радио, которое нейтральным голосом каждый следующий час всё повторяло и повторяло одно и то же: что Елены Прекрасной, Елены Великой, невероятной, непревзойдённой, поразительной и потрясающей, а главное, такой любимой, с нами не будет больше никогда.

Елена Образцова – человек-вселенная, личность непостижимой необъятности и глубины, она, как и её героиня Марфа, владела силами потайными, силами великими, тайнами всех миров – нашего, не нашего, подземного, подводного – любого. Поэтому и петь она могла любую музыку, играть любую роль, точнее, не играть, а проживать. Недаром Елена Васильевна часто говорила, что она каждый раз на сцене проживает жизнь, и прожила она разных жизней множество неисчислимое. И нас, зрителей и слушателей, в них погружала – то в разверзшиеся от пения её Азучены недра земли, то в поднебесье, где парит душа, отбывшая в мир неведомый в романсе Рахманинова на стихи Апухтина «О, не грусти по мне». А великую тайну Графини из «Пиковой дамы» Елена Образцова только приоткрывала нам – много раз и по-разному на каждом спектакле, но так и не открыла никогда, потому что это была и её тайна тоже. А не менее великую тайну любви Елена Великая (браво Ирине Евгеньевне Таймановой, когда-то, почти в другой жизни, назвавшей так свой чудесный фильм о Елене Образцовой) старалась преподнести нам на каждом своём спектакле, будь то «Кармен», «Аида», «Царская невеста» – «уж сколько их упало в эту бездну»! А романсы? Каждый концерт романсов Елены Образцовой – это школа жизни, школа любви. Те, кто часто ходил на её концерты или много слушал её записи, мог научиться у Елены Васильевны всему. Буквально всему, потому что отдавала она себя на концертах и спектаклях без остатка, а отдавать ей было так много чего, ведь она сама – «бездна звёзд полна». Вселенная, словом. Поэтому, когда в 1981 году малую планету № 4623 назвали «Елена Образцова», Елена Васильевна отнеслась к этому с юмором, наверное, понимая в душе, что та планета – малая, а сама она – планета большая. Но не единожды приглашала нас туда, на свою малую планету. Теперь тем, кто совсем не может без Елены Великой и Прекрасной, придётся стать инопланетянами, чтобы посещать её там. Но ведь любовь не умирает с теми, кого мы любим, и искусство не умирает, тем более ТАКОЕ искусство, какое дарила нам незабвенная Елена Образцова.

Жизнь – самое хрупкое, что есть в этом мире, и самое невосполнимое. Елена Образцова прожила великую жизнь, потому что пела она почти до последнего своего дня на Земле. А для неё петь было, по её собственным словам, высшим наслаждением в жизни: «Когда ты поёшь и не думаешь ни о технике, ни о публике, ни о чём… и ощущаешь, что Господь забирает тебя в какие-то параллельные миры». Он забрал и больше нам её не отдаст.

Давным-давно, когда ещё ничего не предвещало беды, Елена Образцова любила повторять, что сначала хочет умереть, а потом перестать петь. Так и случилось. Но петь она не перестанет, пока живы мы, пока живо искусство. Её искусство. А искусство, как и душа, бессмертно. Елена Образцова это знала всегда.

И всё же боль потери очень горька. Как сказала великая певица современности Мария Гулегина, «но даже сквозь эту боль поднимается в душе благодарность за то, что Елена БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ, что дарила свою любовь всем нам! Какое счастье, что мы при её жизни УСПЕЛИ сказать, КАК любим её! Что она – ОБРАЗЕЦ! Что она – ВЕЛИЧАЙШАЯ ОПЕРНАЯ АКТРИСА! Царствия Небесного!»


Тэги: Театр Эпитафия Елена Образцова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS