Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 апреля 2018 г.
  4. № 15 (6639) (11.04.2018)
Колумнисты

Друзья-писатели…

11 апреля 2018

Показал старому товарищу своё новое творение, он его одобрил. По ходу разговора я поделился впечатлением, что иной раз никакие достоинства текста не убеждают издателей.

– А чего ты хочешь? Зачем тебе в «Литературке» печататься?!

Конечно, для меня не было новостью существующее и всё никак не уходящее размежевание коллег-литераторов по общественным симпатиям, но я привык думать, что писательство шире и тоньше политических ориентаций. В своё время Лескова, Достоевского и Чехова правоверные либералы клеймили за сотрудничество не с теми изданиями и за дружбу не с теми редакторами. Но кому теперь интересно, что Достоевский печатался у Каткова, а Чехов – у Суворина?! Их книги читали и читают во всём мире.

Обескураженный, я спросил приятеля: «У тебя есть претензии к моей позиции, которую высказываю в своих колонках? Я что, позволяю себе ксенофобство, тоскую по железной руке вождя и по порядкам ГУЛАГа? Проявляю неуважение к другим странам и народам? Призываю административные и прочие кары на головы идейных оппонентов?»

Некогда известный всей Москве остроумец, человек, отличавшийся широтой взглядов, ценивший в других неординарность и одарённость, а не хмурую ангажированность, показался мне вдруг воплощением той самой забытой идейной непримиримости. Ибо он сказал:

– В моём кругу никто ничего подобного не читает!..

Я припомнил потом, что уже слышал нечто подобное. В далёкие 70-е я работал под началом редактора, бывшего партийного работника одной из союзных республик. Он был искренне убеждён, что задача литературы – воспевать и обосновывать каж­дое постановление ЦК, не говоря уж о съездах. Когда я как-то заметил, что у литературы есть и более вечные задачи, он посмотрел на меня как на заблудшую овцу.

– А я думал, вы человек нашего партийного круга!

По счастью, тогда партийная ортодоксальность уже не правила бал в литературной среде. Больше внимания обращалось на художественную сторону ремесла. И, например, открытию молодых сибирских писателей немало способствовали «аэропортовские» дамы-критики, решительно отвергаемые почвенническим кругом. А чрезвычайно популярный еженедельник, где я работал, будучи приютом разбуженных «оттепелью» шестидесятников (как бы неосознанных западников, либералов), с радостью публиковал работы мастеров «деревенской» прозы.

Спорь, полемизируй, не выпивай в одной компании, но не бери на себя запретительные функции «либеральной жандармерии» – это считалось, как говорили тогда, совсем не дворянским делом. Или, как говорила Ахматова, делом, не достойным «добрых нравов литературы».

Может быть, воспитанный именно в таких традициях, я даже не хотел верить своему старому товарищу и всерьёз воспринимать его упрёки, как некие плевки из далёких партийных времён. Чем я мог скомпрометировать в «его кругу» своё скромное, но доброе имя? Тем ли, что, гуляя по Парижу или другому западноевропейскому городу, я всегда помнил о простых русских людях, которые побуждали меня, мальчишку послевоенных московских дворов, к учению, к знанию, к милосердию и доброму отношению к людям, то есть в каком-то смысле и к любви к тому же Парижу?

Мне и раньше говорили, что редактор крупного издательства отказалась читать моё сочинение на том основании, что я печатаюсь «Литературной газете». Трудно было в это поверить. Откровенно говоря, и словам старого товарища не хочется верить до сих пор.

Тэги: Литературный процесс
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Читатель ничем и никому не обязан

    16.10.2018
  • Восторг открытий, пиршество ума

    20.06.2018
  • Родовое гнездо гения

    13.06.2018
  • Белые акации и летающие книги

    13.06.2018
  • Хорошо воспитанный дипломат

    13.06.2018
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Мы ждём перемен

    172 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS