Знания, почерпнутые в исторической литературе, помогли Елизавете Петровне пережить сложные десять лет правления Анны Иоанновны и взойти на отцовский престол. Подробно анализируя долгий путь Елизаветы к вершинам власти, автор подчёркивает, что первый шаг к императорской короне юная Елизавета сделала ещё в 1724 году в ходе «дела» Виллима Монса. По его мнению, причиной казни Монса являлась не вымышленная связь с Екатериной I, а ухаживания (возможно, далеко зашедшие) за старшей дочерью Петра I Анной. В результате Анну спешно выдали замуж, вынудив подписать «брачный контракт, по секретному параграфу которого отреклась от притязаний на российский престол». Так старшая дочь Петра Великого облегчила путь к нему для младшей.
На страницах книги Елизавета предстаёт тонким психологом, умным, гибким и расчётливым политиком, стремившимся во внутренней политике играть роль неангажированного арбитра. Решая кадровые проблемы, заметил Писаренко, Елизавета придумала, как ставить на высокие должности особ «никакой породы», не вызвав особого недовольства знати: «Если худородных, но грамотных людей подолгу держать временно исполняющими обязанности, то окружающие постепенно привыкнут к положению, какое те занимают, и спокойнее воспримут их официальное утверждение в должности». Назначая на государственные должности способных людей, Елизавета не опутывала их мелочной опекой. В годы её царствования продолжилось реформирование России, завершилось сооружение канала имени Петра Великого в Кронштадте, были укреплены позиции России на международной арене. Во время Семилетней войны русские войска взяли Берлин, поставив прусского императора Фридриха II на грань катастрофы, от которой его спасла только смерть русской императрицы.
В книге проанализированы отношения Елизаветы с самыми разными людьми: с отцом и матерью, сестрой Анной и императрицей Анной Иоанновной, наследником престола Петром III и Екатериной II, фаворитами Алексеем Шубиным и Алексеем Разумовским, государственными деятелями Шуваловыми, Воронцовым, Бироном и др. Интересен и взгляд автора на Василия Татищева, Герарда Миллера, Михаила Ломоносова и других историков елизаветинского времени.
Олег ОРЕХОВ