Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Дуэль с самим собой

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

М. Николаев, В. Швейцер. Кто был ничем... – М.: Время, 2008. – 496 с. с ил. 

В конце 30-х годов прошлого века, перед началом Второй мировой, в советских детских домах проходил медосмотр всех детей. Наиболее крепким на вид мальчишкам приписывали лишних три года жизни. Так в пятнадцать лет они оказывались на фронте…
У документального романа «Кто был ничем...» – непростая история. Американские друзья Михаила Николаева и его жены Виктории Швейцер как-то попросили Михаила рассказать о своей жизни: в советских детдомах, в тылу и на фронте во время войны, в лагерях, в эмиграции. И включили магнитофон.
Позже из расшифровок появилась рукопись романа «Детдом». Ни Михаилу Николаеву, ни Виктории Швейцер (она дописывала роман уже после смерти мужа, следуя магнитофонным записям) не пришлось прибегать к приёмам стилизации. За исключением одного: повествование прерывается точно выбранными цитатами из советских газет того времени. Неспешный, размеренный ход истории, детали, размышления, догадки, отсутствие литературно-художественных приёмов создают невероятный эффект чёрно-белого документального кино на бумаге.
Воспоминания Михаила о детстве беззлобны, лишены обвинительной интонации (она появится позже) по отношению ко времени и власти, отнявшей у него всё – мать, отца, дом, ощущение причастности к роду. И чем спокойнее повествование, тем страшнее картина.
«А сиротство действительно было массовое... В наших детских домах никогда не упоминалось о родителях – вообще ничего. И никогда не случалось, чтобы у кого-нибудь нашлись родственники или кто-нибудь приехал проведать. Все мы были жертвами репрессий; иначе невозможно вообразить, отчего без чумы и без войны враз полностью осиротело столько детей... Практика была такая: чтобы исключить у ребёнка любую возможность воспоминаний, ему давали другую фамилию. ... Прожив жизнь, я так и не знаю, чью фамилию носил».
Начало войны, тяжёлая работа тринадцатилетнего (а по документам – шестнадцатилетнего) мальчишки в тылу на заводах по двенадцать часов в день, потом – фронт.
Атмосфера тех лет передана настолько сильно, что главный сюжет развивается в неизбежном противостоянии. Подросток, прочитавший множество книг, которые поставили течение его мысли на один уровень с человечеством, и – время, навязывающее свои установки.
Поэтому первые строки о фронте выбиваются из общепринятого представления о настроениях того времени: «Мы все рвались на фронт. Не только из любви к родине – хотя и не без этого, – но особенно потому, что в тылу было голодно, а мы слыхали, что на фронте кормят по другой норме. …Я представлял себе атаку, как в кино, вроде конной… А оказалось – гораздо хуже. Это тягомотно, нудно. В танке едешь, ничего не видишь и не слышишь, стоит грохот от мотора… Кроме жуткого неудобства, ничего не ощущаешь».
Все последующие воспоминания Михаила о войне построены по тому же принципу развенчания иллюзий подростка, попавшего на войну. Во время наступления он впервые увидел, как живут люди среднего достатка в других странах: «Нам говорят, они плохо жили, а выходит, что намного лучше нас. … когда врывались в их брошенные дома, то видели их благоустройство, одежду, костюмы...»
Разведшкола, в которую направили Михаила почти перед самой Победой, определила его жизнь после войны. Но внутренний конфликт между системой и человеком только разрастался, поэтому достичь чинов в армии он не мог. А в 1950 году на выборах, подойдя к избирательной урне, стал кричать: «Не голосуйте! Какие же это выборы? Это не выборы, а сплошная ложь, обман!»
Так началась его лагерная жизнь, а потом – эмиграция. Об этом – совсем немного. Но главное сказано: этот человек умудрился стать личностью в детском доме и армии, изначально созданных, чтобы обезличить всех. И может быть, поэтому иногда даже был счастлив…
Книга оборвана, как лента документального кино, как магнитофонная запись, как жизнь человека, так и не закончившего внутреннюю борьбу со своим вторым «я», которое воспитал в нём когда-то детский дом. 

Наталья НОМИРОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Номировская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS