Персонификация в телевизионном интервью в СССР началась с конца 80-х, с перестройкой. Открыл её на ЦТ представитель советского Запада – эстонский телекомментатор Урмас Отт. Никто не станет отрицать индивидуальной значимости маститых международников С. Кондрашова, А. Бовина, С. Беглова, С. Алексеева, М. Таратуты, аса внутренней журналистики В. Тихомирова. Но все они говорили «мы» – от имени руководящей и направляющей. Нарушил регламентированную структуру жанра и официозный моветон чуть вальяжный эстонец, молча привыкший сохранять внутреннюю и при уловках внешнюю свободу. Он интервьюировал важных персон политики, экономики, искусства СССР. Ставя нестандартные вопросы от собственного имени, он показал, как последовательно, а не наскоком, раскованно, но не эпатажно углубляться в заданную тему и раскрывать её от имени приватного «я». Сохраняя и подчёркивая при этом индивидуальные особенности собеседника, корректно проявляя свободу интервьюера, Отт продемонстрировал советским коллегам, как технологически грамотно и толерантно вести интервью по нормам международной (западной) журналистики. За ним пошли другие, и жанр интервью как персонифицированного собеседования зацвёл пышным цветом. Он расцветал все 90-е.
А в 2000-е дал сублимированные плоды – дуэтное интервьюирование ТВ и радио.
В «Школе злословия» на начальном этапе дуэт оправдывала форма передачи: кумушки судачат! Кумушки нападали на жертву-собеседника и щипали его с двух флангов во всю мощь своего литературного кругозора. Действие интриговало и увлекало как беспощадностью интервьюеров, так и стойкостью собеседника-одиночки, его способностью не растеряться, не сникнуть под напором дуэтных каверз. Но злословие в передаче давно упразднили, заменив его резюме «жертвы». Передача потеряла прежний риторический блеск, неожиданность и парадоксальность мысли. Мельчают герои, и дуэт не пытается раскрыть их индивидуальности. Устало-уныло беседы катятся по наезженной колее: одна кумушка долго спрашивает, другая долго слушает, и наоборот. Так зачем, скажите, передачу вести дуэтом?
Наряду с дамским российское ТВ имеет и мужской дуэт интервьюеров. Но его, возможно из дефицитности, держат на скамейке запасных. В летние отпуска и в рождественские каникулы в эфир выпускают «На ночь глядя» в исполнении эрудированных киноведов Б. Бермана и И. Жандарёва. Интеллигентные, всесторонне знающие предмет интервьюеры расширяют отраслевой диапазон собеседников: список киноактёров продолжили спортсмены и политики. Беседуют без эпатажа, проникновенно и корректно, но почему вдвоём? Опять как на жертву! Собеседнику надо успевать за непредсказуемым ходом мысли двоих, зачастую куда более эрудированных лиц.
Задача интервьюера, помимо получения ответов на интересующие общество вопросы, – ещё и помочь собеседнику психологически уравновешенно ответить на эти вопросы. Дуэтное же интервьюирование – не что иное, как безжалостное нападение на «жертву». Или журналисты (ведущие) обессилили и мысли их оскудели? В конце апреля на радиостанции «Маяк» два дня с ликованием рассказывали о собственных победах на конкурсе «Радиомания-2008»: среди победителей – информшоу «Маяка». Ведут их пары: Ф. Толстая и П. Фадеев, Е. Гордон и Д. Глуховский, Т. Ларсен и А. Долин и др. Когда пары интервьюируют должностных лиц про кино, сад-огород, путешествия, болезни или финансы на уровне быта, то незатейливые беседы для слушающих между делом вполне приемлемы. Но БРЕНД дуэтов «Маяка» – отсебятина, то, чем они заполняют эфир между вопросом-ответом. ПОТОК СОЗНАНИЯ, оформленный в словесное бульканье и тусовочный стёб. Такое не вытерпеть домохозяйке, а уж тем более автомобилисту: провоцируют аварии. Молодые «звёздные» дуэты «Маяка» раздражают: шепелявят, гнусавят, болтают что к носу ближе. Зачем они тратят энергию? Забить чем попало эфир и заработать! Но неужели молодые начальники радиостанции не понимают, что эфирный мусор оседает только в головах маргинальной молодёжи – и она гипертрофированно множится, обращая язык трёп-шоу в родной повседневный мат. Как сказал один из руководителей «Маяка», «мы и впредь будем приглашать молодых звёзд». Вопрос: где «назвездили» названные дуэты, в провальных (закрытых) телепередачах? И перебрались на радио? Лучшие кадры телевидения всегда рождались или оттачивали профессионализм на радио, а не наоборот.
Персонифицированные дуэты «Маяка» ничем не лучше полувековых «Концертов по заявкам». Последние оглупляют медленно и заунывно, первые – в скоростном режиме. Чего стоит эфирное признание Фёклы Толстой о том, как «толкает Чайковский», когда звучит в её авто, – скорость! А в спешке сглатывающая слоги Мария Голубкина интервьюирует у «себя» в студии свою маму – ни о чём, захотелось вместе посмеяться. А гламурные разговоры о неделимой любви к Нью-Йорку и Москве «двуграждан»: российских и балтийских американцев-англичан А. Журбина и супруги И. Гинзбург-Журбиной, П. Вайля, А. Гениса и др. Народу-то их эстетские эмоции, пардон, по барабану. Как и звёздные перебивания друг друга эфирных дуэтов.
«Маяк» ещё недавно зарождался как прогрессивное демократичное радио: новости плюс музыка. И таким бы он оставался. Без дуэтных экспериментов.
Молодёжь, взявшая в свои руки теле- и радиоэфир на государственных и частных каналах, отрицает общепринятые жанровые и этические нормы и безапелляционно устанавливает свои форматы. Дуэтное интервьюирование по форме некорректно. А по содержанию… Да содержания зачастую и нет.