Объяснение в любви: Стихи. – М.: РА Арсис-Дизайн, 2009. – 144 с.: ил.
Сразу откроем секрет: Жан Луна – псевдоним известного музыканта, композитора, депутата мажилиса Толегена Мухамеджанова. Окончил Алматинскую и Московскую консерватории, был директором Государственного театра оперы и балета им. Абая. В 1998 году стал заместителем акима Астаны, на этом посту в течение семи лет курировал вопросы социальной сферы и культуры. Именно при нём практически «с нуля» был создан симфонический оркестр Астаны, а также Театр оперы и балета и другие творческие коллективы столицы...
Имя Жан, по словам Толегена Мухамеджанова, во-первых, перекликается с его фамилией, а во-вторых, в переводе с тюркского, в том числе казахского, означает «душа», а это один из главных образов-символов для любого поэта. Псевдоним же «Луна» объясняется очень просто. Луна, говорит автор книги, появляется в поле зрения в самое романтическое время – ночью. Время наитий и прозрений...
Вместе с поэтическим сборником «Объяснение в любви» вышел в свет диск «Мелодия любви» с инструментальными композициями, также написанными Мухамеджановым.
Стихи из нового сборника прозвучат на родине поэта и композитора в Алматы, где в апреле он планирует провести свой поэтический вечер. Что замечательно, это будет первый в стране международный авторский вечер, так как приглашены ещё и артисты из России, Болгарии, Филиппин, Мальты, Латвии и Узбекистана.
Но вернёмся к самой книге. Стихи этого красочно оформленного сборника вполне соответствуют названию. Они действительно все о любви. И не только о любви к женщине, но и о чувстве, выражающемся в сопричастности всему живому, в слиянии с красотой. Зыбкие размытые акварели образов, попытки выйти через земные привычные ощущения на пути горние.
Однажды ночью мне приснился сон,
Что я вошёл в твой тёплый белый дом,
Присел на коврик у твоей постели,
Услышал — тихо ангелы запели.
Конечно, здесь не удалось полностью избежать банальных атрибутов любви и, как следствие, лексических и образных стереотипов. Почти на каждой странице можно встретить слова: нежность, боль, встреча, разлука, печаль, красота, жизнь... Никто не говорит о том, что их употреблять запрещено, но от слишком частого присутствия их смысл тускнеет, затирается. Да и прямое называние переживания, к сожалению, обедняет его.
Однако, несомненно, удачи в книге есть, и немало. Искренность, интонация так редко сегодня звучащей романтической печали, настоянной не на надрыве, а на обаятельной беспомощности перед неизбежными потерями, – вот что подкупает в стихотворениях Жана Луна. Можно сказать – эта книга о любовном смирении с утратами.
Когда читаешь такие строки, то поэту веришь безоговорочно, не рассуждая. Именно этого, в первую очередь, и ждёшь от искусства...
Шатёр огромный, беспредельный
Накрыл мой домик у реки,
В моей душе есть соразмерный
Дух притяжения земли.