В последнее время много пишут не только о природной экологии, но и о важности сохранения духовной экологии. Переделкино – одно из тех мест, где десятилетиями нарабатывалась духовная аура Подмосковья. Кандидат географических и доктор социологических наук, учёный, писатель Сергей Павлович Лукницкий был одним из старожилов Переделкина. Как журналист и публицист он не раз поднимал вопросы духовной экологии нашего общества. К сожалению, Сергей Лукницкий недавно ушёл из жизни. Сегодня мы беседуем с его вдовой, лингвистом и культурологом Ольгой МЕДВЕДКО, которая 10 последних лет была рядом с ним и помогала ему в его литературной и общественной деятельности.
– Вы как никто близко знали Сергея Павловича в течение многих лет. Он прожил 50 лет своей жизни здесь, в Переделкине…
– Можно сказать, что Сергей всю жизнь прожил в Переделкине. Он родился в семье писателя Павла Николаевича Лукницкого, известного путешественника, собирателя уникального архива поэтов и писателей Серебряного века. Так как семья жила в крошечной квартирке в Москве, то огромный архив всегда хранился на даче в Переделкине, где можно было с ним работать. Павел Лукницкий занимался творчеством Николая Гумилёва и Анны Ахматовой в то время, когда и произносить-то эти имена было опасно. Многие даже не представляют сегодня, что биографию поэта Николая Степановича Гумилёва, да и многие его стихи, собрал по строчкам (в буквальном смысле этого слова) П.Н. Лукницкий. Свой колоссальный архив с риском для жизни он хранил здесь, в Переделкине, и сумел сохранить его для потомков. После смерти отца Сергей Лукницкий продолжил его дело и выполнил данное отцу обещание – добился реабилитации великого русского поэта Николая Гумилёва. Об эпопее реабилитации и что стояло за сфабрикованным «контрреволюционным делом Гумилёва» Сергей Лукницкий написал книгу «Есть много способов убить поэта», назвав её социально-правовым исследованием. И писал он её здесь, в Переделкине.
– Почему он так интересовался историей Переделкина?
– Так уж вышло, что род Лукницких тесно связан с этой землёй. В излучине реки Сетунь в селе Лукиницы проживал князь Лукин (отсюда и берёт начало род Лукницких). В своей последней книге «Переделкино, Дворец Дожей, корпус З-Б» Сергей приводит исторические факты из прошлого Переделкина, и они весьма любопытны:
«Такое странное название посёлок получил в годы правления царя Ивана Грозного, который надумал в очередной раз венчаться в фамильной церкви бояр Колычевых, что на пригорке стояла. Колычевы призадумались. Решили посоветоваться с князем Лукиным, что на той стороне реки Сетунь проживал. И всё бы, может быть, было решено тогда и полюбовно, и называлось бы Переделкино – по-прежнему – Лукиницами, не обратись бояре к народу за советом. А тёмный народ не понял своего счастья и отказал в венчании Государю на седьмой жене при живой шестой. Царь осерчал, приехал, в церкви венчался, а народу учинил передел, отсюда и название села пошло. А передел потом долго ощущался в этих местах: всех мужиков – от грудных младенцев до столетних старцев – повелел царь своим опричникам оскопить».
«…Позже интересовались историки: почему Сталин в конце тридцатых повелел поселить писателей именно здесь, в Переделкине. Но доподлинно известно, что селил он их тут вместе с опричниками, чтобы легче считать было. А может быть, оскопление русской литературы казалось ему здесь более естественным, чем где-то в другом месте, но как бы то ни было – это произошло; с тридцать пятого по пятьдесят третий двадцатого столетия создавался волшебный Городок писателей».
– Вокруг Переделкина сейчас бушуют страсти, и с каждым годом всё больше. Мы знаем, что Сергей Лукницкий принимал участие в разработке плана сохранения Переделкина как музея.
– К сожалению, передел Переделкина продолжается. Некогда литературный оазис превратился ныне в плацдарм китчевого строительства. Размеренную жизнь на тихих улицах Довженко, Серафимовича, Горького и Погодина постоянно нарушают грохот колёс тяжёлой строительной техники, шум строек новых дворцов, а также зловещие слухи, что «всё уже продано»: распахано «поле Пастернака» под новые коттеджи, старейший Дом творчества писателей «Переделкино» (единственный Дом творчества, который уцелел в Подмосковье) превратился в дешёвую гостиницу для лётчиков из Внукова и приезжих. И как бы в насмешку на въезде в городок писателей всё ещё висит доска с обнадёживающей надписью «Заповедная зона». Но идея заповедной зоны не покидает всех, кому дороги эти места как историко-культурное наследие наших предков.
Как юрист Сергей Павлович участвовал в разработке плана сохранения Переделкина как уникального объекта духовной экологии Подмосковья. Ведь она наработана годами совместных усилий людей творческого труда и создана такими «намоленными» местами Подмосковья, как посёлки в Переделкине, Внукове, Тарусе и домами творчества в Малеевке, Рузе, на Икше.
В одном из своих стихов, который Серёжа подарил мне, он писал:
Мы собрались на острове земном,
И Переделкино – кусочек мирозданья.
Тебе назначил я, любимая, свиданье
На нынешнем отрезке временном.
Мы в ответе перед будущими поколениями за сохранение вот таких уникальных «кусочков мироздания», из которых и состоит будущая духовная экология нашего общества. Ещё 20 лет назад Литфонд СССР принял решение о постройке большого литературного музея в Переделкине. Учитывая богатейшую мемориальную историю этого места, Музей «Литературное Переделкино» мог бы стать единственным в стране музейным центром отечественной литературы XX века, представляющим большинство её крупных имён. В 2004 году Сергей Михалков, Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Евгений Евтушенко и другие попытались привлечь внимание общественности к этому проекту снова. Но пока воз и ныне там.
Сегодня отсутствие большого литературного музея в Переделкине стараются как-то компенсировать энтузиасты и хранители творческого духа этих мест. Также в Музее Булата Окуджавы регулярно проходят бардовские концерты, в Музее Пастернака – поэтические встречи. А в Доме-музее К. Чуковского каждую субботу проводятся тематические литературные вечера и встречи с писателями. Возрождению этой замечательной традиции мы обязаны директору музея С.В. Агапову и талантливому журналисту Алле Рахманиной. На одном из таких вечеров, оказавшемся последним в его жизни, Сергей Лукницкий прочитал такие строчки из своих стихов:
Уходят люди навсегда,
Чтобы всё время возвращаться.
Но остаются их дела,
Они не знают реинкарнаций.
Очень многие талантливые и незаурядные жители Переделкина уже «ушли», в их числе Чингиз Айтматов, Булат Окуджава, Григорий Поженян, Римма Казакова, Георгий Гачев и другие. Но пока в наших силах хранить память об их делах, давайте будем это делать все вместе сейчас, пока не поздно, чтобы было чем гордиться нам и нашим детям. Ведь люди без памяти становятся манкуртами.