Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Душа его не охладела

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Василий Лановой. Летят за днями дни… – М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2008. – 346 с. – (Актёрская книга).

Василий Лановой. Фотолетопись. – Самара: Издательский дом «Агни», 2008. – 248 с.: ил.

Переиздание переизданию рознь. Первый раз книга «Летят за днями дни» увидела свет, когда автор её отмечал 50-летие – время для подведения первых итогов самое подходящее. Василий Семёнович полагал, что всё, что считал нужным, своим читателям/почитателям поведал, – о Стрымбе, где прошло его военное детство, о родителях и наставниках на театральном поприще, о самых близких друзьях и самых важных ролях. Всё как на духу. Ни прибавить ни убавить. Так что вновь браться за перо, как он тогда думал, повода не будет. Но за четверть века, пролетевших от одного юбилея до другого, слишком многое изменилось. И появилась внутренняя потребность расставить точки над «i»: не потому, «что я что-то в прошлой жизни пересмотрел, за что-то мне сегодня неловко, в чём-то по примеру лихих перевёртышей перестроился, перековался, перекрасился». Дописанные главы – это своего рода манифест постоянства. Стремление доказать, что и такие катаклизмы, что выпали на наше время, не в состоянии изменить в человеке те глубинные принципы, которыми он руководствовался всю жизнь.

Однако размышления эти касаются не только политических катаклизмов, но и того, что происходит в сфере творчества. Лановой убеждён: «Не всё в жизни может быть предметом искусства». Мысль, с которой вряд ли согласятся нынешние «авангардисты». Равно как и с тем, что снимать кино или ставить спектакли надо для того, «чтобы поднять достоинство нации». Определение демократии у Ланового тоже своё, личное. Раньше карьера, звания, зарплата в большей степени зависели от мнения общественности – комитета комсомола, парткома, профкома, худсовета; сегодня – от одного директора театра. Это и называется теперь «демократией». Прогибаться под изменившийся мир Лановой не намерен, и душа его, как и в юности, отзывается на всё, что происходит в этом мире.

Фотоальбом, вышедший в Самаре, издание без преувеличения редкое. И дело тут, разумеется, не в тираже (по этому поводу остаётся лишь со вздохом вспоминать не столь уж отдалённые времена, когда книги о всенародно любимых артистах издавались стотысячными тиражами), а в самом подходе издателей. Составить подробнейший список ролей, сыгранных Василием Лановым и в родном Театре им. Евг. Вахтангова, и в кино, и на телевидении, и к каждой (!) разыскать фотографии. С такой тщательностью раньше энциклопедии составлялись. И, боюсь, для нынешнего состояния издательского дела в нашей стране аналогов этой титанической работе я вот так с ходу, пожалуй, и не припомню. Те, кто знает актёра только по «каноническим» ролям – пылкого Калафа из нестареющей «Принцессы Турандот», утончённого аристократа Шервинского из телеверсии «Дней Турбиных» или отчаянного храбреца Ивана Вараввы из «Офицеров», ставших классикой советского военного кино, смогут оценить, сколько жизней примерил на себя за эти годы Василий Семёнович. Далеко не каждый персонаж был главным действующим лицом, но ни один из них не был сыгран вполноги, или, как теперь говорят, без напряга.

Театральный компендиум Ланового открывается 1957 годом – ролью Маяковского в спектакле «Большой Кирилл» по пьесе И. Сельвинского. Самые свежие фотографии – с «Последних лун», поставленных Р. Туминасом в прошлом сезоне. Кинолетопись «протянулась» от «Аттестата зрелости» и «Павла Корчагина» до «Саги древних булгар», где Лановой сыграл византийского императора, а телевизионная – от «Старинных русских водевилей» до фильма «Иду на грозу» (в кино он когда-то сыграл одного из молодых героев – Олега Тулина, а на телеэкране – его учителя, профессора Данкевича, чья судьба стала для него испытанием на прочность). О каждой роли хоть несколько слов написано самим актёром, и эти раздумья помогают читателю/зрителю что-то переосмыслить в полюбившихся героях.
Нашлось в этой фотолетописи место и для тех, кто её герою особенно близок и дорог: родителей и педагогов, памяти которых он до сих пор верен, коллег, плечом к плечу с которыми прожита долгая жизнь в театре, любимая жена – главная женщина его жизни, сыновья, за которых не приходится краснеть, ученики, в которых он вкладывает душу. Переворачиваешь последнюю страницу и понимаешь: вот пример того, как нужно хранить национальное достояние, частью которого являются творческие биографии людей, на чьих плечах стояло и стоит отечественное искусство.

Виктория ПЕШКОВА

 

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS