Летят за днями дни… – М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2008. – 346 с. – (Актёрская книга).
Фотолетопись. – Самара: Издательский дом «Агни», 2008. – 248 с.: ил.
Переиздание переизданию рознь. Первый раз книга «Летят за днями дни» увидела свет, когда автор её отмечал 50-летие – время для подведения первых итогов самое подходящее. Василий Семёнович полагал, что всё, что считал нужным, своим читателям/почитателям поведал, – о Стрымбе, где прошло его военное детство, о родителях и наставниках на театральном поприще, о самых близких друзьях и самых важных ролях. Всё как на духу. Ни прибавить ни убавить. Так что вновь браться за перо, как он тогда думал, повода не будет. Но за четверть века, пролетевших от одного юбилея до другого, слишком многое изменилось. И появилась внутренняя потребность расставить точки над «i»: не потому, «что я что-то в прошлой жизни пересмотрел, за что-то мне сегодня неловко, в чём-то по примеру лихих перевёртышей перестроился, перековался, перекрасился». Дописанные главы – это своего рода манифест постоянства. Стремление доказать, что и такие катаклизмы, что выпали на наше время, не в состоянии изменить в человеке те глубинные принципы, которыми он руководствовался всю жизнь.
Однако размышления эти касаются не только политических катаклизмов, но и того, что происходит в сфере творчества. Лановой убеждён: «Не всё в жизни может быть предметом искусства». Мысль, с которой вряд ли согласятся нынешние «авангардисты». Равно как и с тем, что снимать кино или ставить спектакли надо для того, «чтобы поднять достоинство нации». Определение демократии у Ланового тоже своё, личное. Раньше карьера, звания, зарплата в большей степени зависели от мнения общественности – комитета комсомола, парткома, профкома, худсовета; сегодня – от одного директора театра. Это и называется теперь «демократией». Прогибаться под изменившийся мир Лановой не намерен, и душа его, как и в юности, отзывается на всё, что происходит в этом мире.
Фотоальбом, вышедший в Самаре, издание без преувеличения редкое. И дело тут, разумеется, не в тираже (по этому поводу остаётся лишь со вздохом вспоминать не столь уж отдалённые времена, когда книги о всенародно любимых артистах издавались стотысячными тиражами), а в самом подходе издателей. Составить подробнейший список ролей, сыгранных Василием Лановым и в родном Театре им. Евг. Вахтангова, и в кино, и на телевидении, и к каждой (!) разыскать фотографии. С такой тщательностью раньше энциклопедии составлялись. И, боюсь, для нынешнего состояния издательского дела в нашей стране аналогов этой титанической работе я вот так с ходу, пожалуй, и не припомню. Те, кто знает актёра только по «каноническим» ролям – пылкого Калафа из нестареющей «Принцессы Турандот», утончённого аристократа Шервинского из телеверсии «Дней Турбиных» или отчаянного храбреца Ивана Вараввы из «Офицеров», ставших классикой советского военного кино, смогут оценить, сколько жизней примерил на себя за эти годы Василий Семёнович. Далеко не каждый персонаж был главным действующим лицом, но ни один из них не был сыгран вполноги, или, как теперь говорят, без напряга.
Театральный компендиум Ланового открывается 1957 годом – ролью Маяковского в спектакле «Большой Кирилл» по пьесе И. Сельвинского. Самые свежие фотографии – с «Последних лун», поставленных Р. Туминасом в прошлом сезоне. Кинолетопись «протянулась» от «Аттестата зрелости» и «Павла Корчагина» до «Саги древних булгар», где Лановой сыграл византийского императора, а телевизионная – от «Старинных русских водевилей» до фильма «Иду на грозу» (в кино он когда-то сыграл одного из молодых героев – Олега Тулина, а на телеэкране – его учителя, профессора Данкевича, чья судьба стала для него испытанием на прочность). О каждой роли хоть несколько слов написано самим актёром, и эти раздумья помогают читателю/зрителю что-то переосмыслить в полюбившихся героях.
Нашлось в этой фотолетописи место и для тех, кто её герою особенно близок и дорог: родителей и педагогов, памяти которых он до сих пор верен, коллег, плечом к плечу с которыми прожита долгая жизнь в театре, любимая жена – главная женщина его жизни, сыновья, за которых не приходится краснеть, ученики, в которых он вкладывает душу. Переворачиваешь последнюю страницу и понимаешь: вот пример того, как нужно хранить национальное достояние, частью которого являются творческие биографии людей, на чьих плечах стояло и стоит отечественное искусство.