Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2014 г.
Библиосфера

Душа как излишество

15 января 2014

Илья Бояшов. Кокон (история одной болезни). – СПб.: Лимбус Пресс, 2013. – 256 с. – 1000 экз.

Неизвестно, прочёл ли писатель Илья Бояшов наш разбор его предыдущей книги, но факт налицо: в новом миниатюрном романе «Кокон» нет ни одной смехотворной ссылки. Их в этой книжке вообще нет, и ничто не отвлекает от рассуждения, которое там, несомненно, есть.

Такая вот лукавая завязка: молодой перспективный клерк N вдруг ощущает себя нездоровым. Нечто внутри, неопределимое и живое, тревожит его – нечто шевелится, чувствуется, не даёт забыть о себе и каждую минуту портит N существование. Это раковая опухоль, решает N, предвидя, что конец неизбежен. Однако выясняется, что всё гораздо хуже: теоретически N абсолютно здоров, вот только ему не повезло оказаться одним из очень редких людей, ощущающих… душу.

С этого драматического момента жизнь N летит под откос. Ни доступные женщины, ни лёгкие деньги, ни сверхъестественное везение в бизнесе не могут отвлечь от кошмара, отравляющего ему существование. С упорством, которому нет никакого иного применения, N на протяжении двухсот книжных страниц и всей своей незадавшейся жизни пытается вытравить из себя душу. На худой конец – просто оглушить её так, чтобы она не давала о себе знать.

Этот простой и прямой, как палка, стержень тем не менее успешно удерживает на себе повествование, позволяя нанизывать кольца фирменных бояшовских перечислений. Всё дело в контрасте между фантастическими (и фанатическими) бесчисленными попытками «излечения», которые предпринимает не на шутку страдающий N, и тем, что читателю не дают забыть: изгоняет-то он душу. Ту самую бессмертную душу, которой человек привык гордиться… которой так просто гордиться, когда не ощущаешь её навязчивого и совершенно осязаемого присутствия у себя в подреберье.

Бессмертие души, кстати, и есть самое плохое во всей этой ужасной истории. Ничто так не оскорбляет N, как мысль, что непонятная душа останется жить, даже когда его, понятного и привычного, тёплого и родного, материального N, съедят черви. N это всё ужасно мучает. Ну а читателю предлагается ему посочувствовать.

Миниатюрный роман Бояшова избавлен от каких бы то ни было подробностей, уводящих внимание в сторону или позволяющих зафиксировать время и место действия. N – «просто человек», все свойства и помыслы которого подчинены одной цели. И как бы ни было это забавно, история, рассказанная Бояшовым, – грустная.

Вслед за художественным повествованием в книгу включён философский трактат, разбирающий всяческие верования и учения о том, что есть душа и что с нею происходит после смерти человека. Возможно, это и неплохая идея, вот только вес и тон трактата несколько снижаются оттого, что на первой же его странице мы встречаем слова «терра инкогнито» – а значит, рассуждающий о философских системах учёный латыни либо не знает, либо ею пренебрегает. Право, иной раз Бояшову не помешало бы написать сноску хотя бы для самого себя.


Обсудить в группе Telegram

Татьяна Шабаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS