Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Душа меж добром и злом

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

1 ноября известному белорусскому писателю Вячеславу АДАМЧИКУ исполнилось бы 75 лет

По всем канонам прежней литературной иерархии он мог бы иметь звание народного писателя. Если не за свою новеллистику (что даже на исходе эпохи крупных литературных форм было почти невозможным), то за роман «Чужая вотчина».

Говорят, у него был непростой характер, которым он «сам себе навредил». Что же, видимо, «сами себе навредили» и Михась Стрельцов, и Владимир Короткевич, кого сегодня, впрочем, как и при их жизни, в Беларуси читают и вспоминают куда чаще и охотнее, чем многих отмеченных званиями и премиями. Непростой характер – привилегия авторов самодостаточных, которые знают настоящую цену своему творчеству. Но за это и страдают. И нередко бывают очень одинокими. Таким был и Вячеслав Адамчик. Это одиночество особенно заметно в его дневниках, где он – если иметь в виду литературу и литературный процесс – уютнее всего чувствовал себя в компании Достоевского, Бунина или древних китайских писателей, прозу которых называл «серебряно-прозрачной».

Свои первые шаги в литературе он делал в качестве поэта ещё в школьные годы. «Что подтолкнуло меня написать своё первое произведение? Оглядываясь далеко назад, на свое нелёгкое, а теперь кажется, овеянное красой детство, могу сказать – чувство ритма и звука слова, его музыки, – как-то признавался писатель. – Помню, как замирала и возвышалась душа от первых стихов Богдановича, которые прочитал в учебнике. А потом к этому прибавилась поэзия Мицкевича (несколько его стихотворений знала наизусть мать), польский и белорусский фольклор, незабываемая книжка Янки Купалы, что лежала на столе у хлопцев-сирот, как Библия под иконами. А потом, конечно, исподтишка появилось и первое желание написать стихотворение, как написал Якуб Колас в двенадцать лет… Писал втихаря, только для самого себя. А потом уже – и твёрдое желание, и жажда напечататься».

Желание было таким большим, что он пешком носил свои первые поэтические опыты в дятловскую районную газету, которая находилась в пятнадцати километрах от его родной деревни. Будучи студентом Белорусского государственного университета, стал писать прозу. Именно она и принесла ему заслуженную славу: за короткое время он вошел в число самых ярких и самобытных белорусских новеллистов. А потом появились романы «Чужая вотчина», «Год нулевой», «И скажет тот, кто родится», «Голос крови брата твоего», составившие его знаменитую тетралогию о жизни западнобелорусской деревни от довоенного периода, когда она находилась под Польшей, до того времени, когда она оказалась под немецкой оккупацией.

В. Адамчик не терпел в литературе фальши и безответственного отношения к слову. Как-то он назвал две «самые ясные» звезды на «невысоком небе» белорусской литературы: Купалу и Богдановича. Это была очень высокая планка, и у него вызывали иронию, а то и раздражение те, кто не то что не пытался «взять» её, а просто «проходил» под ней с видом гения. Какое место Адамчик отводил себе в писательском сообществе? Об этом в его дневниках нет ни слова: на их страницах не встретишь ни самопринижения, ни самовосхваления. Может, лишь самоудовлетворённость, но ту, которую чувствует крестьянин, настоящий хозяин, любящий труд, работающий от темна до темна, о каких говорят в деревнях: «душится». Но забери у него эту работу – и пропадает смысл жизни. «Чужая вотчина», – вспоминал писатель, – рождалась в голодные студенческие годы, но я вынужден был отступиться, чтобы проверить себя, и начал с рассказов, поставив перед собой немного злую цель: «Если из ста своих рассказов напечатаю один – буду писать!» Можно перечитать любое его произведение, чтобы убедиться: всю свою жизнь он «проверял себя», поэтому и нет у него проходных вещей.

Свежие, оригинальные образы он не придумывал – он сквозь них смотрел на этот мир. Хотя, конечно же, не они главное в его прозе, а то, что сам писатель когда-то определил для себя в качестве первейшей и – добавим – наисложнейшей задачи: «В книгах хочу показать трагизм человеческой души, очарованность души и её слом, столкновение между добром и злом, порывы человеческого сердца и его неволю». Не в этой ли фразе и ключ к разгадке и пониманию его творческой судьбы, его души?

Он чувствовал свою ответственность перед литературой и перед историей. И большие надежды возлагал на молодых, раскрепощённых в своих литературных опытах, на их поиск и пристальное внимание к новейшей всемирной литературе. При всех оговорках, думается, его надежды на молодых, а точнее на новейшую белорусскую литературу, сбываются. Верить в это помогает её теперешняя многоликость, многожанровость, попытки заявить о себе в самых разных направлениях. Когда-то о подобном можно было только мечтать. Сегодня она может позволить себе поиск, эксперимент, даже игру. Поскольку крепок не только фундамент, на котором она держится, но и сам сруб храма, имя которому – литература. Величественного, благодаря и таким личностям, как Вячеслав Адамчик.

 

Алесь БАДАК

 

Обсудить в группе Telegram

Алесь Бадак

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS