Зазеркалье Елены Мартынюк: Альбом художественных фоторабот. – М.: Булгаковский дом, 2008. – 288 с.
Елена Мартынюк в мире художественной фотографии – явление уникальное. С фотокамерой не расстаётся с детства, как сложившийся художник заявила о себе в 1989-м, а в 90-м уже получила свою первую золотую медаль на респектабельном London-salon. На её счету более 3000 фоторабот и свыше 150 наград, в том числе престижнейший «фотографический «Оскар», полученный в 2000 году на международном конкурсе «Сеперкруг-Хассельблад», проводимом в Австрии. Тогда же британский ежегодник Yearbook включил Елену в пятёрку самых интересных фотохудожников мира.
Сказать, что она в совершенстве владеет профессией, – значит не сказать ничего, потому что её работы даже специалистами воспринимаются не на уровне оценки профессионализма, а на уровне сотворения мира, границы которого переступаешь незаметно для самого себя. Этот поразительный монохромный мир обладает притяжением «чёрной дыры», где и пространство живёт по законам, неизвестным в нашем мире, и время течёт в другую сторону. Зазеркалье Елены Мартынюк существует на грани вероятного и невероятного, и его обитатели прекрасно себя там чувствуют, словно никаких других миров не знают, не встают утром по будильнику, не варят кофе и не бегут на работу.
В том, что альбом фоторабот Елены выпущен издательством «Булгаковский дом», нет ничего удивительного – её нынешняя студия расположена прямо напротив «нехорошей квартиры» на Садовой. Не потому ли модели Елены – известные политики, актёры, телеведущие, звёзды балета – так легко перешагивают за черту инфернальности? Такими, как на портретах Мартынюк, вы ни Хабенского, ни Пореченкова нигде больше не увидите. Вам даже в голову не придёт, что они могут быть такими. Наташа Королёва с лёгкостью обернётся гоголевской Солохой, Амалия Гольданская – Юдифью, а Сергей Мигицко – Дон Кихотом. Можете вы представить себе Владимира Жириновского в облике Понтия Пилата? А Валерия Леонтьева – Змием, разлучившим Адама и Еву? Или, скажем, Юрия Васильева – олицетворением Ночи? Вот то-то и оно! А всё потому, что для Елены Мартынюк фотография – не остановленное мгновение, а живая душа. Душа момента.