Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Душа неизъяснимая

01 января 2007

Сергей СОРОКИНВладимир Личутин – писатель удивительный, редкостный. Он и в прежние-то, лучшие времена русской прозы стоял бы наособицу в строю духовидцев, а уж ныне, когда писательским званием украшают свой подол и профурсетки, он и вовсе похож на нерасчисленную комету.

Во всяком случае, ни словаря такого самоцветного, ни синтаксиса затейного в духе «северного барокко» ни у кого другого ныне не сыщешь. Как и такой размашистой палитры, захватившей в свой окоём, кажется, все века русской доли – от седой древности до взбаламученной злободневности.

Дитя поколения, сын погибшего на фронте уездного учителя из Мезени, Личутин вослед великому земляку своему Ломоносову «осударевой дорогой» двинулся в свой черёд на столицу.

Природный дар, помноженный на истовое поморское упорство, помог ему укрепиться здесь на трёх литературных холмах-жанрах.

Это прежде всего исторический роман – разговор об этом жанре сегодня немыслим без его «Скитальцев» и «Раскола». Личутину далась новая, может быть, высшая разновидность жанра – роман метаисторический, с художественными перспективами сразу в три стороны: в прошлое, настоящее и будущее. Игра скрещивающихся теней как в латерне магике, хотя по видимости изображение самое дотошное, чуть ли не документальное.

Это и остросоциальный роман, в такой же степени «городской», как и «деревенский», ибо на два дома живущий писатель там и тут сбирает мёд своих наблюдений. «Любостай», «Миледи Ротман», «Беглец из рая» – нас, нынешних, зоркие запечатления для пущей острастки и грядущим поколениям в память.

Притихшая, застывшая в ужасе разора и недоумения деревня, ныне сплошь и рядом вбирающая в свои щелястые, покосившиеся избы лихой перекати-поле-люд, и обуянная диким накопительством и невиданной на Руси преступностью столица – эти два мира словно смотрятся в прозе Личутина друг в друга, догадываясь о своём тайном родстве, но и отшатываясь от него. Надежда на православное опамятование теплится здесь, но как она далека у писателя от дежурных, фанфарно-бодрых самолюбований и славословий!..

Третья высотка Личутина – художественная публицистика, огненная, исстрадавшаяся и казнящая. Собранная в объёмистом томе под таким русским названием «Душа неизъяснимая», она что ни год пополняется новыми вкладами – как вот совсем недавним эссе в защиту русского языка в «Литературной газете».

За спиной Личутина – подпирающие его своим опытом земляки. Из поколения дедов – Борис Шергин, дивный сказитель былых созиданий Русского Севера. Из поколения отцов – Фёдор Абрамов с его болью и печалованием, нескончаемым стоном, веющим над таким беспокойным нашим вечным покоем. Владимир Личутин будто сплавил в своей мастеровитой словесной резьбе опыт обоих, встав с ними по меньшей мере вровень.

Ему семьдесят, а писательская сила его не оскудевает. Что тоже редкость в русской литературе (разве что припомнятся посланцы-саженцы Черноземья Бунин да Пришвин). Только странными обстоятельствами текущей литературной жизни можно объяснить то, что у писателя такого масштаба до сих пор нет серьёзных государственных наград.

Пожелаем же плодовитому северянину ещё более долгие лета в литературе!

Юрий АРХИПОВ

«ЛГ» выдвигает прозаика Владимира Личутина за 3-томную эпопею «Раскол» на соискание Премии Правительства Российской Федерации.

Продолжение темы:

Анатолий ПАРПАРА
Языку учился у народа
Владимир ЛИЧУТИН
Что за дивное племя чудь…

Обсудить в группе Telegram

Юрий Архипов

Юрий Иванович Архипов (16 марта 1943, Малая Виш... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS