Верю времени: Новые стихи. – М.: ИПЦ «Глобус», 2009. – 208 с.: ил.
В стихах Марии Муромцевой мы не найдём модного нынче гламура, зауми, эпатажа и оголтелого экспериментаторства. Её стихи – это опыт души, переплавленный в словообразы. Да, она владеет словом, как положено им владеть профессиональному филологу: звукопись прорывается почти в каждом стихотворении, но не является самоцелью, её образы точны и необычны одновременно, их сочетания обнажают глубокую индивидуальность автора.
Вот, к примеру, стихотворение «Берёзы»:
Узких плеч, накрытых мелкой
прошвой,
Спин балетных белая толпа,
Мельтешит в берестяных
подошвах
И не ищет выхода тропа.
Тайнописью грифельных заметок
Сохранится хроника лесов –
В слабом пульсе нитевидных веток,
В верстовой обрядности стволов.
Глянется налёт пыльцы
цветочной,
Пальцы тальком метит береста.
И о чём раздумье многоточий
На открытой чистоте листа…
Сколько б каверз солнце ни метало,
Этот белый цвет неопалим,
Словно просветлённое начало
Правды и надёжности земли.
Автор видит их такими, а мы, читатели, верим, почему бы и нет. И поражаемся – вот ведь как сказано… нарисовано! Надо заметить, что словесные изобразительные средства М. Муромцевой делают её стихи похожими на картины талантливого художника. И если иные поэты часто сокрушаются от недостатка слов в личном лексиконе: «Вот бы это нарисовать, да кисть держать не умею!», то, читая пейзажную лирику Муромцевой, думаешь: «Надо же, как сказано, – этого не нарисовать и гению!»
Вглядитесь в картинки:
Ветер тянет одеяло на себя
И брыкается в затравленной
траве,
Бумазейку зноя ветки теребят,
Поправляют капюшон на голове.
На акациях пуховые платки,
И стреножена крапива-лебеда…
А вот ещё:
Дождись дождя, его движений
дюжих,
Его освободительных идей,
Орнамента окружностей на лужах
И молнии излома средь ветвей.
Собственно, автор понимает, что делает:
И строка проявится событьем,
И сойдёт действительность
с холста.
Своей пейзажной лирикой (а это и суть, и метод передачи мыслей) Мария Муромцева раздвигает привычное пространство и выводит читателя к философствованию, к постижению иных далей. И неудивительно, ведь это уже пятая её книга, она отражает внутренний рост автора.