Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Душа перед истиной

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Михаил Захарчук. Босая душа, или Каким я знал Высоцкого. – М.: ЗАО «Московские учебники – СиДипресс», 2012. – 480 с. – 3000 экз.

Значимость личности поэта и его творчества определяются в том числе и тем, сколько о нём пишут после его смерти, сколько имеется жаждущих узнать о данном человеке как можно больше. С этой точки зрения фигура Владимира Высоцкого стала частью современной истории.

Основа феномена Владимира Вы­соцкого заключается в искренности и прямоте поэзии.

Мы не умрём мучительною жизнью –
Мы лучше верной смертью оживём!

Принято считать, что нарочитое игнорирование признанными в то время поэтами творчества Высоцкого было во многом спровоцировано самим автором – тем, что он якобы начинал с так называемых блатных песен. На подобный аргумент можно сказать лишь то, что период юношества поэта может быть всяким, история поэзии знает немало и отчаянных хулиганов в ранней молодости, и тут важно, как дальше пошёл поэт. Что он создал в зрелости. Прав, наверное, его друг – художник Михаил Шемякин, говоря в одном из интервью, что если бы Владимир Высоцкий сейчас был жив, он бичевал бы олигархов, которые постыдно разграбили Россию.

Отличие подлинных творцов от ремесленников заключается в том, что истинные поэты, чувствуя перемены и их необходимость, чувствуя бессмыслие самообмана, не занимаются разрушением того, что есть, но готовят людей к пересмотру имеющегося. При этом они высоко ценят достоинства, которые есть у народа, которые явственно видны и доказаны через историю, и именно на них ставят все свои усилия в подготовке людей к необходимости пересмотра их жизни, её смысла. Отвага советского человека, его несокрушимая сила в стремлении победить всякое зло и агрессию – вот качества, на которые уповал Высоцкий. Он воспевал эту суть с силой значительной, уверенно утверждая, что такому народу удастся всё преодолеть на пути к своему расцвету.

Ни у кого из советских поэтов в 70-е годы не было такого бойцовского пафоса, напора, который имелся у Высоцкого, никто так жёстко и твёрдо не призывал к покорению вершин! Причём публично, среди огромных масс народа, до отказа наполнявших залы дворцов, арены стадионов.
Мало кто задумывается, что петь свои стихи своему народу – огромная ответственность, которую нельзя присвоить произвольно, её можно только заслужить. Никто в народе не будет слушать того, кому нечего сказать народу! Отсюда понятно, почему «Вставай, страна огромная» было любимым произведением Высоцкого, именно на мощь этого творения он равнялся в своём творчестве, именно по мощи стиха и музыки этого величайшего гимна-спасителя он учился писать свои произведения. А ещё по «Алёше», по «Жди меня»… Что ж, он достойно продолжил это в своих 70-х! И становится всё более и более нужным сегодня.

Таковы постулаты Михаила Захарчука, убедительно изложенные им в новой книге «Босая душа, или Каким я знал Высоцкого». Она написана ярко и темпераментно, чувствуется искренняя любовь автора к своему герою, которого многие годы он знал лично. Самой замечательной особенностью новой книги является то, что в ней подчёркнута главная сущность Высоцкого – сущность непримиримого воина-освободителя. Освободителя человеческих душ от самообмана. От обывательской кичливости, самодовольства и серости. Он всей своей жизнью, всем творчеством напоминает нам, ныне живущим, что именно Босые души непримиримо сильны, ведь за ними истина!..

Александр ЗЕНКИН

Обсудить в группе Telegram

Александр Зенкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS