Босая душа, или Каким я знал Высоцкого. – М.: ЗАО «Московские учебники – СиДипресс», 2012. – 480 с. – 3000 экз.
Значимость личности поэта и его творчества определяются в том числе и тем, сколько о нём пишут после его смерти, сколько имеется жаждущих узнать о данном человеке как можно больше. С этой точки зрения фигура Владимира Высоцкого стала частью современной истории.
Основа феномена Владимира Высоцкого заключается в искренности и прямоте поэзии.
Мы не умрём мучительною жизнью –
Мы лучше верной смертью оживём!
Принято считать, что нарочитое игнорирование признанными в то время поэтами творчества Высоцкого было во многом спровоцировано самим автором – тем, что он якобы начинал с так называемых блатных песен. На подобный аргумент можно сказать лишь то, что период юношества поэта может быть всяким, история поэзии знает немало и отчаянных хулиганов в ранней молодости, и тут важно, как дальше пошёл поэт. Что он создал в зрелости. Прав, наверное, его друг – художник Михаил Шемякин, говоря в одном из интервью, что если бы Владимир Высоцкий сейчас был жив, он бичевал бы олигархов, которые постыдно разграбили Россию.
Отличие подлинных творцов от ремесленников заключается в том, что истинные поэты, чувствуя перемены и их необходимость, чувствуя бессмыслие самообмана, не занимаются разрушением того, что есть, но готовят людей к пересмотру имеющегося. При этом они высоко ценят достоинства, которые есть у народа, которые явственно видны и доказаны через историю, и именно на них ставят все свои усилия в подготовке людей к необходимости пересмотра их жизни, её смысла. Отвага советского человека, его несокрушимая сила в стремлении победить всякое зло и агрессию – вот качества, на которые уповал Высоцкий. Он воспевал эту суть с силой значительной, уверенно утверждая, что такому народу удастся всё преодолеть на пути к своему расцвету.
Ни у кого из советских поэтов в 70-е годы не было такого бойцовского пафоса, напора, который имелся у Высоцкого, никто так жёстко и твёрдо не призывал к покорению вершин! Причём публично, среди огромных масс народа, до отказа наполнявших залы дворцов, арены стадионов.
Мало кто задумывается, что петь свои стихи своему народу – огромная ответственность, которую нельзя присвоить произвольно, её можно только заслужить. Никто в народе не будет слушать того, кому нечего сказать народу! Отсюда понятно, почему «Вставай, страна огромная» было любимым произведением Высоцкого, именно на мощь этого творения он равнялся в своём творчестве, именно по мощи стиха и музыки этого величайшего гимна-спасителя он учился писать свои произведения. А ещё по «Алёше», по «Жди меня»… Что ж, он достойно продолжил это в своих 70-х! И становится всё более и более нужным сегодня.
Таковы постулаты Михаила Захарчука, убедительно изложенные им в новой книге «Босая душа, или Каким я знал Высоцкого». Она написана ярко и темпераментно, чувствуется искренняя любовь автора к своему герою, которого многие годы он знал лично. Самой замечательной особенностью новой книги является то, что в ней подчёркнута главная сущность Высоцкого – сущность непримиримого воина-освободителя. Освободителя человеческих душ от самообмана. От обывательской кичливости, самодовольства и серости. Он всей своей жизнью, всем творчеством напоминает нам, ныне живущим, что именно Босые души непримиримо сильны, ведь за ними истина!..