Мы писали о двух предыдущих «Непослушниках». В третьем все родовые черты стали ещё более отчётливыми. Здесь тоже, так сказать, народное кино, «душеспасительный», «бесогонный» сюжет, вроде лирико-комедийный жанр, однако черноты столько, что впору бесов выгонять из создателей фильма.
Владимир Котт – брат-близнец Александра Котта, снявшего патриотическое полотно «Брестская крепость». Но у Владимира, видимо, не «брестский» настрой, его авторское кино, такое, например, как «Конец фильма», удовлетворяет всем стандартам, которые предъявляются русскому кинематографу нашими «партнёрами»: Россия – это жуткая страна, в которой всегда поздняя осень, а люди мрут от пьянства, криминала и безысходности. Когда режиссёрам этого направления попадается сценарий, который может вызвать интерес у массового российского зрителя, истинное отношение к «рашке-какашке» нет-нет, да и прорвётся. Впрочем, мы об этом писали, когда разбирали предыдущих «Непослушников».
Напомним, в первом выпуске к вере и покаянию приходит с жиру взбесившийся блогер Димонстр (Виктор Хориняк), во втором – потерявший память отец Анатолий (Юрий Кузнецов) при помощи Димонстра вспоминает о своих подвигах и грехах в советское время. В той же серии с бригадой своих колоритных подручных появляется измученный совестью и жаждой раскаяния бандит Саша Чёрный (Гоша Куценко) – бывшие уголовники фантасмагорично, однако весьма органично вплелись в ткань фильма. Чёрный и стал главным героем последних «Непослушников».
В монастырь привели четверых «беспризорников», братьев и сестёр, которые не желают ни перевоспитываться, ни в колонию. Старшая – её хорошо сыграла Екатерина Новокрещёнова, о которой мы писали в связи с участием в фильме «Чувства Анны», – хочет сохранить семью, чтобы братиков не разобрали по разным детдомам. Отец Анатолий поручает Чёрному привести отбившихся от рук «дьяволят» к Богу, надеясь, что это монастырское «послушание» поможет не только детям встать на путь истинный, но и бывшему пахану-уголовнику обрести душевный покой.
Но Чёрный с детьми на религиозной стезе не находит контакта, а потом сбегает из монастыря, так как его вдруг объявляют в розыск. И он на полном серьёзе (!) решает перебраться с этими беспризорниками за границу, доехать до далёкой Териберки (о которой все киноманы узнали, так как Звягинцев там снимал своего «Левиафана») и – морем в Норвегию! Идиотично, особенно сейчас! Их преследует полиция, на пути встречаются бандюганы, требующие возврата общака, а также мистически преображённый Димонстр... Спасибо, что юных релокантов не взяли на баркас и его не потопили в Баренцевом море...
Надо сказать, что Гоша Куценко делал всё, чтобы вырулить в изначально заявленный комедийный жанр, но «костлявая рука» режиссёра упорно сводила комедию в сторону бандитского триллера и изобличения «свинцовых мерзостей русской жизни». Однако обошлось, случился внезапный хеппи-энд. Финальная песня из мультика про Фунтика кое-как вывела ленту на традиционную коду.
Если бы тот же сценарий снимал режиссёр не такого мрачного настроя, то фильм и вообще весь цикл были бы успешнее «Холопов», но...
Другое мнение в статье: Зачем?