– Почти шесть лет назад в историческом центре Твери появился первый в России Дом поэзии. Идея его создания была предложена Андреем Дементьевым. Как изменилась жизнь Дома с уходом его основателя и художественного руководителя? Что здесь происходит сегодня?
– Дом поэзии Андрея Дементьева был открыт на его родине в 2014 году. Живописный тверской край воспет многими поэтами, художниками, музыкантами. Здесь любил бывать Пушкин, Левитан создал знаменитую картину «Над вечным покоем», провёл своё детство Крылов, служил вице-губернатором Салтыков-Щедрин, первые совместные годы провели Ахматова и Гумилёв, жил и работал Мандельштам, отсюда курсант Кавалерийского училища Сергей Лемешев был направлен на учёбу в Москву. Карта Тверской области полнится именами многих знаменитых деятелей культуры... Идея Андрея Дементьева создать место в Твери для «единения творческих душ, романтики и красоты» была поддержана и руководством области, и земляками – так появился Дом поэзии, который сейчас носит имя его основателя и расположен в центре города, на улице Андрея Дементьева.
Он, конечно, никогда не мечтал и не думал о своей улице, хотя прожил в Твери 39 лет и много написал пронзительных стихов и песен о своём «Отчем доме», но, как человек скромный, очень бы этому удивился.
Последние два года мы живём без Андрея Дмитриевича, я занимаюсь Домом, стала его художественным руководителем. Дом поэзии – не музей, а творческая лаборатория – открытая площадка для поэтических встреч, семинаров, художественных выставок, презентаций, музыкальных вечеров. Это учреждение культуры, где проводятся уроки литературы и краеведенья, куда приезжают туристы. Разрабатываются литературные маршруты. У нас есть транспорт, и часто гости города отправляются на экскурсии по старинным дворянским усадьбам, которых много в тверском крае.
В 2016 году Зураб Церетели с радостью принял предложение Андрея Дементьева создать памятник поэтам-шестидесятникам и поставить его у Дома поэзии. Зураб Церетели близко дружил со всеми шестидесятниками и, конечно, с удовольствием откликнулся. Скульптурная композиция перед Домом поэзии представляет собой бронзовую полку, на которой стоят книги А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллиной, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, а также важный для молодых шестидесятников журнал «Юность». На постаменте – стихи Андрея Дмитриевича: «Россия – страна поэтов, / Великих на все века, / Нам дорога при этом, / Каждая их строка… / Россия – страна талантов. / Души золотой запас. / И в мире, враждой объятом, / Таланты спасают нас».
Позже перед Домом появился сквер поэзии, где установлены гранитные полусферы со стихами – В. Соколова, Н. Рубцова, Г. Шпаликова, Ю. Друниной, Ю. Мориц, В. Кострова.
Летом, когда проходит Всероссийский слёт молодых поэтов – а мы его устраиваем два раза в год: 21 марта, во Всемирный день поэзии, и 16 июля в День рождения Дома поэзии и Андрея Дмитриевича (эти даты у нас совпадают), – участники собираются у памятника шестидесятникам и читают стихи.
После ухода поэта мы проводим «Дементьев Фест» – большой концерт на Театральной площади. В этом году в связи с юбилеем Победы пригласили Ансамбль песни и пляски им. А. Александрова (Александр Васильевич начинал музыкальную карьеру в Твери), но, к сожалению, карантинные меры изменили наши планы. Тем не менее мы планируем 18 июля организовать «автоконцерт», зрители смогут из своих автомобилей услышать Александра Розенбаума, Зару, Марка Тишмана, хор Сретенского монастыря, стихи в исполнении известных артистов и наших молодых лауреатов «Зелёного листка».
– Андрей Дементьев, который никогда не оставался равнодушным к творчеству молодёжи, положил начало конкурсу «Зелёный листок». Как прошёл конкурс в этом году?
– Конкурс проводится ежегодно. По его итогам в издательстве «АСТ» выходят сборники произведений лауреатов.
Уже вышло три сборника, а несколько лауреатов получили гранты на издание своей первой книги. В составе жюри (а оно каждый раз обновляется): Юрий Кублановский, Павел Басинский, Мария Кудимова, Геннадий Красников, Алексей Варламов, Вениамин Смехов, Джахан Поллыева, дочь Роберта Рождественского Екатерина Рождественская. Председатель жюри – Юрий Поляков. В жюри также входят представители фонда «Русский мир», издательства «Русская провинция».
Из десяти лауреатов выбирают тройку лучших. Всем лауреатам вручают дипломы и бронзовые статуэтки «Зелёного листка» работы народного художника России Андрея Ковальчука.
В этом году в конкурсе приняли участие ребята из России, Белоруссии, Казахстана, Донбасса, Азербайджана. К 21 марта, когда всё было готово к подведению итогов, церемонию награждения пришлось перенести в связи с антивирусными мерами. Но шорт-лист был опубликован.
К 16 июля мы планируем провести видеоконференцию, на которой будут объявлены победители. А в сентябре, если позволит ситуация, пригласим их на несколько дней в Тверь, чтобы могли встретиться с мэтрами.
Андрей Дмитриевич всегда общался с молодёжью и чувствовал себя молодым. На днях я была в Доме поэзии, мне передали книгу. Рассказали, что приезжала молодая поэтесса, такая джинсово-ершистая, 22 года, но уже лауреат Бунинской премии – Юлия Мамочева. Она привезла в подарок свой поэтический сборник, а там, к нашему удивлению, предисловие Андрея Дмитриевича. Казалось бы, он – продолжатель классической традиции в поэзии, а Мамочева – поэт совершено другой направленности. И он пишет ей предисловие. Поэтесса отмечает: «Я благодарна за блистательное предисловие Андрею Дементьеву!» И сейчас мне приходят письма, стихи, посвящённые Андрею Дмитриевичу, книги с его предисловиями.
Он навсегда запомнил уроки доброты Сергея Наровчатова и Михаила Луконина, которые поддерживали его, направили в Москву в Литинститут. И придерживался этих принципов всю жизнь. Наверное, поэтому его редакторство в «Юности» неслучайно. Однажды он увидел на Арбате хиппующих ребят с гитарами, поющих и читающих свои стихи, и сказал им: «Приходите в «Юность». Представьте, в редакции интеллигентного издания появляется расхристанная молодёжь. Благодаря этим ребятам впоследствии сложилась популярная 20-я комната, где молодёжь говорила о своих проблемах. А поначалу мы, сотрудники, были в шоке, только главный редактор совершенно спокойно ходил мимо них, общался... А для нас было удивительным открытием то, что можно так принимать всё новое. Поэтому, наверное, Андрей Дементьев запомнился человеком энергичным, азартным и «вне возраста».
Ушёл из жизни Андрей Дмитриевич – и такое количество стихов, посвящений ему пришло и мне на почту, и в Дом! До сих пор ребята читают стихи его памяти. Для меня очень важно, что он оставил след в душах многих читателей.
Как и надеялся:
Я хотел бы в будущем остаться
Пусть одной строкой...
Или абзацем.
Чтоб не всё во мне
Досталось смерти.
Я хочу вести с потомком
Диалог.
Чтобы он моё услышал сердце
Между строк.
– В июле 2019 года в Общественной палате продемонстрировали макет памятника поэту скульптора Андрея Ковальчука. Монумент планировалось установить на берегу Волги…
– Андрей Дементьев был членом Общественной палаты, где один из залов назван его именем. Сейчас народный художник России Андрей Ковальчук работает над скульптурной композицией в память об Андрее Дмитриевиче. Она будет установлена на набережной Волги, в красивом месте, где в Волгу впадает Тверца, – Андрей очень любил эту волжскую стрелку. Да и одна из первых его песен (музыка – Евгений Мартынов) – «А я без Волги просто не могу <…> Мне по душе и тишь её, и гам / Куда б меня судьба ни заносила, / Я возвращаюсь к волжским берегам, / Откуда начинается Россия».
Памятную доску открыли в Ессентуках, где была написана «Баллада о матери». Андрей Дементьев очень любил Кавказ и ценил творчество Лермонтова. Портрет Михаила Юрьевича всегда стоял у него в кабинете.
Сейчас «Аэрофлот» присвоил новому дальнемагистральному борту «Аэробус А350» имя «Андрей Дементьев». Губернатор Тверской области Игоря Руденя, который много помогает в увековечении памяти Андрея Дмитриевича, хочет, чтобы земляки поэта совершили полёт на этом самолёте, а на борту была создана библиотека.
Зураб Церетели поставил памятник Андрею Дементьеву на Кунцевском кладбище.
Земная жизнь продолжается в строках. В этом, наверное, и есть отчёт поэта перед Богом. Хазанов как-то сказал: «Андрюша, тебя любит только народ». А, наверное, и нет ничего дороже, чем народная любовь, и это я ощущаю ежедневно. Те, кто посещает наш край, приезжают специально в Дом поэзии – поклониться Андрею Дмитриевичу за его творчество, за те строки, которые помогают жить и выжить, потому что его широкая душа вместила в себя все беды людские, горести и радости. «У поэзии – одна лишь дата, / Та, что ей определит народ».
– Память – это не только монументы, но и прежде всего стихи…
– Конечно, с того времени, как ушёл Андрей, очень много сделано в его память. Как писал сам Андрей Дмитриевич, «За ниточку времени как ни держись, / Кончается всё… Не кончается жизнь». За это время вышла его последняя книга стихов – «Жизнь – одна. Любовь – одна». Мемуары, над ними он также работал до конца. В названии – +его ощущение жизни, даже в последние минуты: «И всё-таки жизнь прекрасна...»
– Июнь – конец июля – очень непростое для вас время… Какие стихи Андрея Дементьева поддерживают вас в самые сложные минуты?
– Как ни банально я скажу, «большое видится на расстоянии». Сейчас, когда всё укрупнилось, я вижу, какие у него мудрые стихи, незатейливые, но насколько они попадают в самое сердце! И меня не покидает ощущение, что он писал все для меня. «Все те слова, что тебе берегу, / В книгах найдёшь / Или в собственном сердце».
Конечно, за эти два года я испытала и много радости оттого, что что-то получается. Сейчас главная моя задача – сохранить наследие поэта.
Наша работа в журнале «Юность» – особая страница для книги воспоминаний. В 80-е я заведовала международным отделом, у меня было опубликовано много бесед с нашими писателями-эмигрантами, в те годы, конечно, это было возможно только при поддержке главного редактора. Для В. Войновича, В. Максимова, В. Аксёнова, Г. Владимова и для многих других дорога в Москву начиналась с «Юности». Беседы с ними сохранились – думаю, их будет интересно опубликовать. Вышла книга Галины Вишневской с предисловием Андрея Дмитриевича. Их с Ростроповичем переезд в Россию также был связан с журналом… Андрей Дмитриевич писал, что знакомство с этими смелыми, независимыми людьми, их книги в чём-то изменили и его, и меня, наполнили нашу жизнь мудростью и светом.
Сейчас подготовила новый сборник стихотворений «Мы – скаковые лошади азарта», состоящий больше из коротких четверостиший, строф, их Андрей писал всю жизнь, и они разбросаны по разным изданиям. Короткие, но ёмкие по смыслу, они очень соответствуют нашему времени эсэмэсок... Конечно, я не смогла удержаться и добавила в книгу лирические стихи, ведь Андрей – в первую очередь лирик.
Когда выступал Андрей Дмитриевич, я всегда стояла за кулисами. Я знала все его стихи. И он шутил, что «Анька знает больше стихов, чем я написал». Я всегда ему подсказывала.
А когда он ушёл, я вот так сходу выбрать, процитировать его стихи затрудняюсь… пока больно.
Жизнь так устроена: люди не всегда добры, часто жестоки и неуклюжи в выражениях. Поэтому некоторые из тех, с кем дружили, заставляют и удивляться, и огорчаться. Мне недавно пришло на память: «О, как порой природа опрометчива: / То подлеца талантом наградит, / То красотой поделится доверчиво / С тем, / За кого испытываешь стыд…»
Редко бывает, что талант человека равнозначен его человеческим качествам. В личности Андрея это совпадало. В каждой его строчке – и благородство, и мужество, и утешение, и любовь, и, конечно, пожелание мне выжить… «А я прошу вас, люди, чаще улыбайтесь», – писал он. Я стараюсь.
Беседу вела Юлия Скрылева