Заслуженный художник России Лариса ДАВЫДОВА работает во всех жанрах живописного искусства: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Ей присущи пластическая смелость письма и очарование «светящегося» колорита. Она никогда не лукавит в искусстве. Всё, что написано ею, – выстрадано, выношено, пережито. Высокое профессиональное мастерство позволяет Ларисе Давыдовой значительно высказаться на историко-патриотическую тему и художественно выразить облик человека – героя нашего времени. Во многих работах встают в полный рост непростые судьбы её земляков. Знаменательно, что 55 выставок художницы посвящены городу Подольску и подольчанам.
Три аккорда «Последней черёмухи»
В Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе сегодня находится одна из лучших картин Ларисы Давыдовой «Последняя черёмуха». Впервые она была представлена на юбилейной выставке к 55-летию Победы. Сюжет произведения взят из истории родного города.
В сентябре 1941 года немцы начали операцию «Тайфун». По словам маршала Г. Жукова, к тому времени у нас «образовались зияющие бреши, которые закрыть было нечем, никаких резервов в руках командования не осталось». Тогда же было принято решение – по тревоге поднять курсантов двух подольских училищ, артиллерийского и пехотного, всего около 2500 человек, резервистов и студентов-комсомольцев разных вузов. Многие из них пробыли в училище только сентябрь. Героически защищая столицу, они почти все погибли. Но враг был задержан на две недели, что позволило сформировать сплошную линию обороны на участках второй линии Можайского укрепрайона. Операция «Тайфун» захлебнулась.
История создания картины началась с того, что известный подольский краевед А. Подъячев показал однажды Ларисе Давыдовой фото 1939 года, где мальчишки – подольские курсанты – отдыхают после купания на берегу Пахры. Среди них были А. Вишняков и М. Сапожников – те, кто стали впоследствии прообразами героев картины, чьё портретное сходство очевидно. К тому же эти ребята оказались из той самой школы № 1, где училась потом Лариса.
На выставке в музее на Поклонной горе к автору «Последней черёмухи» неожиданно подошла президент Комитета русско-славянского искусства академик В. Жиленкова: «Лариса Алексеевна, вы написали удивительную картину. Я подумала, что автор – могучий мужчина, потому что в ней есть огромная сила, мощь. Эта картина является новым словом в изобразительном искусстве. Сегодня, когда позади Афган, в действии Чечня, в памяти и сердце – трагедия военных конфликтов в разных «горячих точках» планеты, образы «Последней черёмухи» приобретают современное звучание».
Так в чём же видится это новое слово? Зритель погружается сразу в три отрезка времени, словно в три аккорда, звучащих в ритмически строгом построении пространства. Здесь и светлое, волнующее «черёмуховое» покрывало юности, под которым они стоят обнажённые, и вчерашний любимый, мирный город, и даже их ближайшее будущее, тёмным проёмом проступающее за спиной юноши, надевающего шинель. Лица юных героев подлинные не только в прямом смысле, но и в высоком, переносном значении. Это лица настоящих героев, которых художественно воспела беспрецедентная по смелости живопись Ларисы Давыдовой.
Между заводом и собором
«Я дочь рабочего», – так начинает Лариса Алексеевна рассказ о себе, о своём времени и родном городе Подольске. И это символично. Художник – всегда дитя своего времени, а эпоха середины XX века была в известном смысле «рабочей», «индустриальной». Что значил для подольчан завод им. Калинина, выпускающий знаменитые швейные машинки «Зингер», это знают и помнят все потомки тех «богатырей державы».
На картине Л. Давыдовой «Семья рабочего» четыре равноценные по живописному весу фигуры: мать, отец, мальчик и девочка. Отец держит на руках кроху-дочку. Одна только его раскрытая сильная ладонь говорит зрителю о многом. Он держит на ней свою дочурку, словно маленькую птичку, а сама девочка готова взлететь от счастья. Средствами живописи художнику удалось передать не только настроение главного героя картины, но и его внутреннее сокровенное чувство. То самое чувство, что не поддаётся порой осознанию и не управляется никакими рассуждениями, – чувство любви. Пространство холста расширяется за счёт того, что стена на заднем плане картины как бы растворена в вечерних сумерках. И открываются огромные корпуса завода. Так и кажется, что завод входит в дом на правах друга и защитника, словно обрамляя семейный ужин подробностями трудной и великой жизни.
Надо сказать, что эта тема развивается художником во многих полотнах. Даже пейзажи и натюрморты рассказывают не меньше жанровых картин. Вот кипит белый чайник на старой плитке, установленной на табуретке. А под ней расположились на отдых большие, по-хозяйски важные тапочки. Из чайника валит пар, в очертаниях которого невольно улавливаются эпизоды жизни обитателей дома, словно бы слышатся их голоса… «Сегодня у нас маленький семейный праздник: отец сдал на разряд…– пишет Лариса Давыдова в своих воспоминаниях-миниатюрах о детстве. – Садимся за стол, каждый на своё место. Мама подаёт суп (у нас первое обязательно). На второе картофельное пюре с луком и малосольными огурцами, аккуратно нарезанными на дольки, вкусная кислая капуста, мочёные яблоки. Мороженая клюква громко стучит о дно гранёных стаканов. Мама наливает горячий чай. Мы аккуратно давим красные ягоды и едим оладушки с сахарным песком. Очень вкусно!»
Интересно в этом контексте рассмотреть натюрморт «Примулы – ключи от рая». Примулы растут в горшочке, поставленном на самом краешке табуретки. То ли уборка в доме, и временно они попали на такое место, то ли хозяйка решила полюбоваться ими в лучах заходящего солнышка. Примулы очень нежные, и контрастирует с их нежностью яркая чернота земли в горшке, замечательно высвеченная кистью художника. Таковы характеры и строй жизни тысяч и тысяч женщин той эпохи, о которой говорит художник в своём творчестве.
Мать Ларисы, в девичестве Козырева Антонина Тимофеевна, приехала в Подольск пятнадцати лет отроду и устроилась на хлебокомбинат, а потом и на завод имени Калинина. В Подольске же она познакомилась с отцом Ларисы Алексеем, который был не только искусным мастером своего дела, слесарем-лекальщиком высшего разряда, но и прекрасно плясал, отбивал чечётку, пел, неплохо рисовал. Да и семья его отличалась склонностью к искусству. Родные братья были самодеятельными художниками, а двоюродные – настройщиками музыкальных инструментов. Надо сказать, что Лариса до сих пор помнит то чувство восторга и удивления, когда отец нарисовал ей оранжевую лилию с чёрными тычинками… «Из нашего окна были видны корпуса «Зингера», – вспоминает Лариса, – которые казались мне сказочными замками. А с другой стороны был виден наш Троицкий собор, его колокольня. И этот пейзаж – мой пейзаж. Он врезался в мою память и стал символом нашего Подольска».
Лестница в небо
Был момент в жизни художницы, когда ей пришлось убедиться, что искусство может спасти, вывести из лабиринта жизненных невзгод. В 1989 году смертельно заболела её мама. Лариса долго за ней ухаживала, сильно сокрушалась, сама переживая страдания больной. Связь оставалась неразрывной и после смерти матери. К тому же на дворе правили бал 90‑е годы, известные своей беспощадностью, порой вышибающие из колеи даже благополучных граждан. И тогда родилась картина «Автопортрет с Ангелом-хранителем». В своё время эту работу отметил Зураб Церетели. Героиня стоит на островке света, в одной руке держит кисть, а в другой у неё на ладони – светящийся ангел. Ритмически работа организована так, словно световые лучи пронизывают всё существо героини. И складки её одежды, и золотые линии волос, и ангельские крылья сработаны в одном ритме, напоминающем биение сердца в молитвенном стремлении к Богу.
Вообще, в её творчестве сегодня преобладают два направления, две большие темы. Об одной из них мы уже говорили – Подольск и подольчане. Здесь и неуловимо печальный, по-бунински мечтательный «Мальчик с яблоками», и «Старый голубятник», в глазах которого видятся птичьи сполохи, и «Маленький голубятник», где на заднем плане картины – небольшие тёмные сараи, бельё на верёвке и, конечно, та самая, любимая всеми мальчишками, лестница в небо, под облака.
Вторая тема – большая серия графических работ «Общественные бани XX века». Первые четыре листа выполнены в 2007 году. Потом были созданы два десятка произведений, среди которых «Суббота – банный день», «Вечерняя стирка», «Набирающая воду», «Намыливание спины» и другие. Конечно, эта серия пересекается и с вышеназванной первой темой творчества Ларисы Давыдовой. Ведь история Подольска – это не только история подвига курсантов, не только поднимающийся к мирной жизни послевоенный город, но и ежедневный быт простых горожан.
«Так и живём…»
Почти год назад в Союзе художников России был организован Клуб живописцев, председателем которого стала Лариса Давыдова. Она взялась за это дело с присущей ей ответственностью. Тем более что Клуб предполагает решение не только узкопрофессиональных вопросов, но и главной темы современного искусства вообще – создание для молодых настоящей художественной среды. Ведь не зря сегодня молодёжь уходит в дизайн, фото, виды деятельности, требующие меньших усилий при скорейшем результате. Не секрет, что средства массовой информации поддерживают прежде всего новаторские течения, различные проявления «актуального искусства», в то время как молодые последователи классических направлений попадают в стан «неформата». Вытащить их из этого заколдованного круга и призван Клуб живописцев. Одним из инициаторов его создания является народный художник России, член-корреспондент РАХ В. Телин. В Клубе часто проводятся выставки, встречи со зрителями, круглые столы с участием прессы, расширяется сотрудничество с журналами «Антикварное обозрение», «Юный художник» и другими. Очень тепло прошёл вечер, посвящённый памяти художника Александра Грицая, где были представлены работы из фондов СХ России, семейного архива, состоялись просмотры и обсуждения документальных фильмов. Одним из самых значительных событий в этом году стала презентация книг доктора искусствоведения, профессора Виталия Серафимовича Манина, приуроченная к его 80-летию.
«Не мешает ли общественная деятельность творчеству?» – спрашиваю. И, получив краткий отрицательный ответ, сама вдруг понимаю, что доказательством этого служат те полотна, что находятся здесь, в мастерской, вокруг меня, а также приобретённые Министерством культуры России, Управлением культуры Московской области, Художественным фондом СССР.
Около 50 разных полотен Ларисы Давыдовой были представлены в апреле этого года в ЦДХ. Она многое успевает, многое удаётся ей, несмотря на окрики судьбы, сопровождающие каждого художника. Рядом с ней последние 15 лет идёт по жизни замечательный человек, профессиональный журналист и полиграфист, писатель и издатель Григорий Иванович Саамов. «На нашу долю выпало много испытаний, – рассказывает он, – но это только укрепило наш союз. За это время мы вырастили сад, построили дом, который своей архитектурой и затаившимся в нём уютом нравится всем нашим друзьям… Так и живём».
А ещё за это время Лариса Давыдова была отмечена знаком губернатора Московской области «Благодарю», знаком отличия «За заслуги перед городом Подольском» II и I степени, дипломом Академии художеств России и другими наградами. Но они представляются не такими уж и значительными перед главной наградой любому творцу – вдохновение никогда не покидает её мастерскую, оно проявляется в каждом дуновении свежего воздуха из окошка, в каждом лучике света, по утрам пробивающемся сквозь туман занавесок… И пока кипит работа, здесь нет места усталости, здесь рождается искусство.