Сочи – это не только 140 километров вдоль моря со всеми его четырьмя районами, туристическим бумом, неутомимыми лыжниками, пляжами, отелями, бутиками и ресторанами. Это ещё и островки культуры.
Знаете ли вы, что в Адлерском районе действует дом-музей классика эстонской литературы Антона Таммсааре? Открыли музей на закате СССР, в 1988 году, и до недавнего времени эстонские власти поддерживали его, периодически приезжали. Тем более что побратимом Сочи был курортный городок Пярну, где, кстати, мне довелось побывать в детские годы с родителями.
Село, где расположен музей, носит непривычное название Эсто-Садок. Почему? Вот такая история. В конце позапрошлого века 36 эстонских семей обосновались на берегах реки Мзымты, впадающей в Чёрное море. Переселенцы пустили корни на кубанской земле, пережили и революцию, и войны, и период сталинизма. Согласно переписи, сейчас в селе, через которое проходят ныне и оживлённая автотрасса, и железная дорога, проживает чуть более сорока эстонцев. Много смешанных браков, но язык не забыли, есть даже свой национальный ансамбль, который выступает и в селе, и по всей России. Ну и гордость сельчан – музей Антона Таммсааре, который в начале прошлого века два года гостил в этих краях и лечился от туберкулёза. Экскурсовод Диана Губарева – из потомков тех переселенцев, с гордостью рассказывает о писателе, зачитывает его тёплые слова о Сочи и окрестностях. Благодарит всех, кто поддерживает музей: а это и сельчане, и мэрия Сочи.
Берега Мзымты для российских эстонцев родные. После того как в период перестройки открылись границы, сельчане на историческую родину не рванули. Не снимаются с насиженных мест и сейчас. В местном Доме культуры вскоре традиционно откроется избирательный участок, и в марте российские эстонцы проголосуют за будущее России, которую по праву считают своей родиной.
И каким диссонансом, а скорее, дикостью звучат слова эстонского политика Урмаса Рейнсалу, который на днях призвал запретить открывать в российских посольствах избирательные участки, потребовал не допустить для голосования на выборах Президента России тех российских граждан, что находятся за рубежом. Не зря в нашем МИДе назвали такую риторику пещерной русофобией коллективного Запада. Рейнсалу, увы, не одинок. Знаем мы и о притеснении русскоязычных СМИ в Эстонии, и о преследовании «пророссийских» правозащитников и активистов, и о сокращении образования на русском языке. Вот такие два берега: душевное тепло вокруг эстонского села в причерноморских горах и антироссийская ненависть в современной Эстонии. Ненависть, которая слепит глаза, туманит разум, опустошает память, калечит души. Тот же Таммсааре не раз выступал против фашизма, рассматривал его как кризис и гибель демократии, культурного развития человечества.
Жители села Эсто-Садок верят, что разум возобладает, справедливость восторжествует, русофобия исчезнет, как сумрачный туман, и снова Сочи будет дружить с Пярну, а эстонцы приедут поклониться своему классику. Да и только ли своему? Таммсааре на Кубани не чужой. На примере бережного отношения к музею эстонского классика и его наследию мы видим, как сочинцы оказались мудрее маленькой страны на берегу далёкой Балтики.