1898 год. Октябрь. 26-е по новому стилю, 14-е по старому. В этот день премьерой «Царя Фёдора Иоанновича» Алексея Толстого открылся Московский Художественный театр. И дню этому, как показало будущее, предстояло стать не только самой знаменитой, но, пожалуй, и самой диалектичной датой в истории отечественного театра. Не найти в летописях русской сцены более яркого примера единства и борьбы противоположностей, чем история театра, названного при рождении Художественно-Общедоступным. Он и появился на свет в результате этой борьбы, хотя вряд ли актёр и режиссёр-любитель Константин Сергеевич Алексеев и драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович-Данченко думали о диалектике, сидя за столиком легендарного «Славянского базара». Но как бы то ни было, традиция и новация ведут свой спор в созданном ими пространстве и спустя сто десять лет со дня первой премьеры.
Театр, создававшийся как частный, стал государственным. Он задумывался как протест против мёртвого академического искусства, но ещё при жизни создателей, всего через двадцать лет после основания, в 1919-м, был наречён академическим и вскорости получил статус первого театра страны. Рождение театра было связано с именем Чехова, но долгие годы он носил имя Горького, которого Антон Павлович сам и рекомендовал отцам-основателям в качестве перспективного молодого драматурга. Противоречивой была не только внешняя, так сказать, официальная жизнь МХАТа, но и его внутренняя, творческая жизнь.
Кризис середины 60-х потребовал кардинальной ломки традиций, превратившихся к тому времени в догму. Вторую жизнь театру дал Олег Николаевич Ефремов, воспитанник мхатовской школы, для которого идеи Станиславского никогда догмой не были. В театр снова вернулась публика, но, как это нередко бывает, за взлётом последовало, нет, не падение, но некое скольжение вниз. Огромная труппа всё меньше походила на союз единомышленников. И спор новаций и традиций разгорелся с новой силой. В результате в 1987 году театр разделился на две самостоятельные труппы. В историческом здании в Камергерском переулке остался МХАТ имени А.П. Чехова. Ефремов добился, чтобы театру было присвоено имя того, кому театр этот был обязан своей всемирной славой. А в новом здании на Тверском бульваре обосновался МХАТ имени А.М. Горького, который возглавила Татьяна Доронина. С этого момента у каждого театра – своя история. И свои юбилеи.
Подробно о том, как два театра отмечали один юбилей, мы расскажем в следующем номере нашей газеты.