Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Два берега одной реки

01 января 2007

ДАТА

А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра. 1899 год; ФОТО: ИТАР-ТАСС1898 год. Октябрь. 26-е по новому стилю, 14-е по старому. В этот день премьерой «Царя Фёдора Иоанновича» Алексея Толстого открылся Московский Художественный театр. И дню этому, как показало будущее, предстояло стать не только самой знаменитой, но, пожалуй, и самой диалектичной датой в истории отечественного театра. Не найти в летописях русской сцены более яркого примера единства и борьбы противоположностей, чем история театра, названного при рождении Художественно-Общедоступным. Он и появился на свет в результате этой борьбы, хотя вряд ли актёр и режиссёр-любитель Константин Сергеевич Алексеев и драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович-Данченко думали о диалектике, сидя за столиком легендарного «Славянского базара».  Но как бы то ни было, традиция и новация ведут свой спор в созданном ими пространстве и спустя сто десять лет со дня первой премьеры.

Театр, создававшийся как частный, стал государственным. Он задумывался как протест против мёртвого академического искусства, но ещё при жизни создателей, всего через двадцать лет после основания, в 1919-м, был наречён академическим и вскорости получил статус первого театра страны. Рождение театра было связано с именем Чехова, но долгие годы он носил имя Горького, которого Антон Павлович сам и рекомендовал отцам-основателям в качестве перспективного молодого драматурга. Противоречивой была не только внешняя, так сказать, официальная жизнь МХАТа, но и его внутренняя, творческая жизнь.

Кризис середины 60-х потребовал кардинальной ломки традиций, превратившихся к тому времени в догму. Вторую жизнь театру дал Олег Николаевич Ефремов, воспитанник мхатовской школы, для которого идеи Станиславского никогда догмой не были. В театр снова вернулась публика, но, как это нередко бывает, за взлётом последовало, нет, не падение, но некое скольжение вниз. Огромная труппа всё меньше походила на союз единомышленников. И спор новаций и традиций разгорелся с новой силой. В результате в 1987 году театр разделился на две самостоятельные труппы. В историческом здании в Камергерском переулке остался МХАТ имени А.П. Чехова. Ефремов добился, чтобы   театру было присвоено имя того, кому театр этот был обязан своей всемирной славой.  А в новом здании на Тверском бульваре обосновался МХАТ имени А.М. Горького, который возглавила Татьяна Доронина. С этого момента у каждого театра – своя история. И свои юбилеи. 
 
Подробно о том, как два театра отмечали один юбилей, мы расскажем в следующем номере нашей газеты.

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты