Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 августа 2023 г.
Телеведение

Два фильма – одна судьба.

Канал «Золотая коллекция «Мосфильма» показал «Инспектора ГАИ» (1982) и «Не послать бы нам… гонца» (1998)

23 августа 2023
Николай Парфёнов, Никита Михалков и Сергей Никоненко в фильме «Инспектор ГАИ»

В ноябре 1982 года скончался «теоретик развитОго социализма» генсек КПСС Леонид Брежнев. Истинные сторонники социалистического мироустройства, считавшие его, несомненно, передовым по сравнению с капиталистическим, чувствовали необходимость в наведении элементарной дисциплины в стране. Гражданское общество к этому времени практически разделилось на «умеющее жить» меньшинство (богатых казнокрадов и теневых цеховиков), с одной стороны, и большинство, в поте лица своего зарабатывающее на кусок хлеба – с другой. Социалистическую идею практически в открытую стала грызть чиновная номенклатура (частью её была «творческая» интеллигенция), оторвавшаяся от народа, называвшая его «гегемоном». Это самая лестная характеристика, между собой народ они звали «быдлом» – рабочим скотом.

Одним, как начальник СТО районного масштаба Трунов (Никита Михалков), демонстрирующий в фильме «Инспектор ГАИ» жизненную философию либеральных толстосумов «нам всё можно, а другим ничего нельзя». «Другим» в этом фильме выступает старлей ГАИ Зыкин (Сергей Никоненко), свято чтящий букву и дух закона. Зыкин пытается довести взгляды честного, неподкупного человека до приблатнённого дельца Трунова, летающего на выходные в Ялту и считающего, что ему, «хозяину жизни», правила дорожного движения не указ.

С первых же кадров фильма вспоминается роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969), вызвавший бурную полемику в обществе и в партийных кругах тех лет. Кочетов первым увидел и описал перерождение партийной и хозяйственной верхушки, отрыв власти от народа. Он рассказал, как многие номенклатурные деятели, с восторгом смотрящие на Запад, создают свой класс «для себя». Из романа следует, что уже к 70-м годам в Москве правят балом подпольные дельцы, карьеристы, диссиденты, фарцовщики импортными шмотками.

«Проклятая каста» (так Сталин называл чванливо-чиновную номенклатуру) к 80-м годам – время создания фильма «Инспектор ГАИ» – своими щупальцами охватила уже и провинцию. В ней сформировалась своя каста из членов райкомов и хозяйственных руководителей, таких как Трунов, могущих по сговору (по блату – так тогда говорили) убрать (понизить) с должности неугодного человека (Зыкин). Всё это ради того, чтобы проучить настырного правдолюбца инспектора ГАИ, чтобы изгнать его как некий укор, помеху и бельмо на глазу.

Возможно, что этот фильм (сценарист Александр Бородянский – не путать с русофобом Роднянским, убежавшим на Украину в начале СВО) задумывался как некий «свет в конце тоннеля». Чтобы показать, что есть ещё в рядах милиции и общества принципиальные, честные, неподкупные, правдивые люди, как Зыкин. Показать, что для СССР ещё не всё пропало, лишь «стоит завести очки», то есть сделать исполнение правил и законов одинаковым для всех. Но даже в провинции в начале 80-х годов честно исполняющие свои обязанности выглядели белыми воронами.

Что уж говорить о нашем веке, если вспомнить фильм 1998 года «Не послать ли нам… гонца?» (режиссёр Валерий Чиков). Побочная мысль предыдущей ленты – кто с принципами, тот лох и дурак, – в этом фильме получила закономерное продолжение в образе главных героев: Ивана Дергунова (Михаил Евдокимов) и его друга, сумасшедшего Якова (Лев Дуров). К власти пришла «проклятая каста», разрушившая СССР. Результаты деградации ярко и сатирически точно обрисованы в путешествии Дергунова и Якова на жёлтом «Запорожце» из деревни в Вологодской области в «новую» Москву. Тут и деловитые старик со старухой с дешёвыми гробами для себя («через месяц подорожают»), и бандиты-рэкетиры, переодетые в милицейскую форму, и зарплата, выдаваемая изделиями заводов и фабрик (глушитель для а/м), и покушение на нового олигарха, и дети-беспризорники, и валютные проститутки («учительницы»). Тут и символы, главный из которых – сектор «Банкрот», выпавший на долю Дергунова в игре «Поле чудес». Тут и «равноудалённость» бизнеса от власти: именно олигарх добился, чтобы Дергунов встретился с президентом.

Был бы жив Михаил Евдокимов, он, без сомнений, снял бы фильм «Двадцать лет спустя после «гонца». За четверть века с 1998 года многое изменилось, переименовали милиционеров в полицейских. Но система обогащения элит и одурманивания простых людей стала более изощрённой и наглой, а как говорят в народе: наглость – второе счастье. Вот пример из ленты новостей июля 2023 года: «В Московском регионе пресечено действие схемы, благодаря которой на миграционный учёт было поставлено более 100 тыс. иностранцев. Организаторам, по подсчётам следствия, криминальный бизнес принёс порядка 420 млн руб. При этом, как выяснили ФСБ и СКР, канал незаконной миграции крышевали сотрудники столичной полиции». Валентин Трунов, олигарх 1982 года («Инспектор ГАИ»), правда, по пьяни, воскликнул на пикнике районной элиты: «Это вот люди? Твари. Это вот, это люди? Ничтожества».

И что примечательно, система безжалостно расправляется с правдолюбцами и идеалистами, ратующими за справедливость и достойное отношение к народу. Всеволода Кочетова затравили, и в 1973 году он выстрелил себе в сердце. Михаилу Евдокимову, губернатору Алтайского края, организовали в 2005 году автокатастрофу, в которой он погиб.

 А народ? Народ – в секторе «Банкрот». O, sancta simplicitas! «О, святая простота!» – сказал Ян Гус, увидев, как некая старуха подбрасывает дрова в костёр, на котором его сжигали в 1415 году.


Тэги: Кино Фильм
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS