1001 фильм, который вы должны посмотреть. Под редакцией С.Д. Шнайдера. Пер. с англ. – М.: ООО «Магма», 2006. – 960 с.: ил.
Уже просто держать в руках этот увесистый глянцевый кирпич, нет сомнений, чистая отрада для всякого, кто неравнодушен к славной истории девятой музы. Он вызывает труднопреодолимое желание перелистывать его бесконечно, всматриваться в подобранные со вкусом иллюстрации-кадры, бессистемно выхватывать из громадного массива текста то одну, то другую статью, составляющие в целом ёмкий портрет мирового кинематографа, рассматриваемый в наивысших, а также наиболее колоритных и специфических его достижениях.
Без малого шесть десятков киноведов и кинокритиков, интернациональный, но по месту первоначального издания преимущественно американский авторский коллектив создали настоящую увлекательнейшую киношахерезаду, открывающуюся «Путешествием на Луну» Жоржа Мельеса (1902) и успевшую захватить «Малышку на миллион долларов» Клинта Иствуда, что два года назад завоевала четырёх «Оскаров». Представление каждой из картин включает в себя достаточно подробную фильмографическую справку, а также род небольшого эссе, написанного, как правило, в счастливом соединении культурологической весомости и эмоциональности взгляда. Здесь не только безусловные художественные шедевры – здесь ленты, которые, в силу тех или иных причин, «должно посмотреть», и потому вслед за «Декалогом» идёт «Крепкий орешек», а «Техасская резня бензопилой» мирно соседствует с «Зеркалом» Андрея Тарковского.
Наше кино представлено, конечно, довольно скудно – общим числом 19 наименований. По четыре картины Эйзенштейна и Тарковского, по две – Параджанова и Сокурова. Есть «Астенический синдром» Киры Муратовой, но нет «оскароносного», напомним, Сергея Бондарчука. Отмечена, как это ни парадоксально, экранизация «Вия» 1967 года, но начисто отсутствуют, как сие ни удивительно, братья Михалковы. Американская же кинопродукция, естественно, занимает добрую половину списка – одного Хичкока 17 фильмов. Говард Хоукс представлен одиннадцатью творениями, Джон Хьюстон – девятью. Режиссёры, кто бы спорил, достойные, но у Годара и Феллини всего лишь восемь и семь лент соответственно. Впрочем, главный редактор книги Стивен Джей Шнайдер всячески подчёркивает авторский творческий подход и принципиальную установку на противоречивость в формировании списка. Недовольным же стоит, пожалуй, посоветовать создать свой собственный аналогичный масштабный труд.
Издательство «Магма», отважившееся на русскую версию, заслуживает всяческих похвал за любовный и конгениальный, насколько можно судить, подход в отношении полиграфическом. А вот опечаток и ошибок (или, скажем так, специфических транскрипций) в написании, главным образом, имён собственных и названий шестеро переводчиков и три редактора наделали столько, что только диву даёшься: как же такое возможно в эпоху Интернета, когда проверить общепринятые синтаксические нормы, устойчиво закрепившиеся обороты не представляет ровно никакого труда. Роберт Альтман и Кшиштоф Кисловски, Аки Кауресмяки и Свен Никвист, «Небо Берлина» и «Газовая лампа» (имеется в виду «Газовый свет» Дж. Кьюкора), «Большие ожидания» (это экранизация «одноимённого» романа Диккенса) и «Новеченто» (так, ничтоже сумняшеся, обозначен «ХХ век» Бертолуччи)… Список можно длить и длить, но предоставим завзятым киноманам самостоятельно погрузиться в столь любимый ими процесс вылавливания «блох» и получить, таким образом, ещё одно непредусмотренное дополнительное удовольствие. Тем же, кто пока не может быть причислен к данной категории, рецензируемая книга предоставляет все карты и ленты в руки, предлагая вдобавок ко всему уникальный рецепт «Как стать знатоком кино» за два года, восемь месяцев и 28 дней. Именно столько времени должен занять у вас каждодневный просмотр одного из 1001 фильма, оставившего след.